Дан
1) (судия). Назван так потому, что Рахиль при рождении его сказала: «Судил мне Бог, и услышал голос мой и дал мне сына» (Быт 30:6). Пятый сын Иакова от Баллы, служанки Рахилиной, родоначальник колена Данова. Пророчество Иакова относительно Дана: «Дан будет судить народ свой… Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (49:16-17), толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно также как и другое предсказание о Дане: «Дан, молодой лев, который выбегает из Васана» (Вт 33:22) с покатостей Ермона, где, он скрывается, подстерегая себе добычу, — указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова — самый известный между Данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостью и хитростью (Суд 14, 15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова.
2) (город; Быт 14:14, Нав 19:47, Суд 18:29) — город Дан был перестроен из Лаиса, как нами упомянуто в предыдущей статье. Он находился на северной оконечности земли Израилевой в колене Неффалимовом, при подошве Ливана, близ верховья Иордана и, как некоторые думают, дал имя означенной реке (Jor — источник, Dan — Дана). Впрочем, означенное словотолкование безосновательно. Иордан не имеет никакой связи со словом Дан. Это название дано было реке задолго до означенного времени. Иордан — происходит от еврейского слова, значащего течь вниз, и означает источник скоро и постоянно текущий. Город Дан был взят царем ассирийским (3 Цар 12:29). Здесь Иеровоам поставил одного из золотых тельцов и установил ему торжественное богослужение (3 Цар 12:29, Амос 8:14), хотя идолослужение и господствовало здесь до него (Суд 18:17-31). Ныне место Дана указывают на в. от Панеады, на небольшом холме: Тель-Эл-Кади. Источники в Тель-Эл-Кади прямо соответствуют тому источнику, который Иосиф называет другим источником Иордана, тоже под названием Дан.
Библейская энциклопедия архимандрита Никифора