Сын
I:
1) рождение С. — это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; 21:2; 30:12-24; Суд 13:2-5; 1Цар 1:11; Лк 1:13-17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след.; 30:3,6);
2) евр. слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются:
а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов» (Суд 12:14, 1Пар 8:40 — в Синод. пер. — «сыновья и внуки»; Быт 45:10 — в Синод. пер. — «сыны сынов»; Исх 10:2; 34:7, в последнем случае в Синод. пер. — «дети детей»);
б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. «сыны Сиона» (Пс 149:2), «сыны Вавилона» (Иез 23:15), «сыны пророческие» (3Цар 20:35; Ам 7:14), «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, — 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синод. пер. — «люди нечестивые»), «сыны смерти» (1Цар 26:16, в Синод. пер. — «вы достойны смерти»), «сыны нищеты» (Притч 31:5, в Синод. пер. — «угнетаемые»);
в) детеныши зверей (Пс 146:9, в Синод. пер. — «птенцы воронов») и ветви растений (Быт 49:22, в Синод. пер. — «отрасль и ветви»);
3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим 1:2; 1Пет 5:13). Также см. Дети, сыновья, младенцы, чада, I.
II:
1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (см. Дети, сыновья, младенцы, чада, IV); они должны подчиняться отцу, к-рый, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч 10:1; ср. 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар 3:27; 16:3; 17:31; 23:10; Мих 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев 20:1-5; Втор 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих 7:6; Мал 4:5,6);
2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт 27 и 33; 37 и 45). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. см. Первородство, первородный.
III.
Бог тоже см. Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12-16), к-рый особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе (см. Иисус Христос), так что НЗ главным образом называет Сыном (греч. гюйос) Божьим Иисуса, а верующих — чадами (греч. текна) Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает см. Усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41-44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39 и след.), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин 1:12 и след; Гал 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (ст. 29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин 11:51 и след.).
Библейская энциклопедия Брокгауза