Суд
I. ПОНЯТИЕ
1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего (Пс 57:12; Иер 17:10). Судящий Бог — защитник гонимых, вдов и сирот (Исх 22:21-23; 23:7; Пс 25:1; 67:6; 118:52). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров (Лев 26:14 и след.; Втор 28:15 и след.; Иер 28:16 и след.);
2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем — «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт 1:4) — неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1:5; Иак 1:17). В Нем нет места греху, к-рый является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы (Ин 3:19 и след.). «Все, делающееся явным, свет есть» (Еф 5:11-23). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет.
II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ
1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» (Ин 8:15). Его цель — спасение человечества, а не его унич-тожение (Лк 9:56; Ин 12:47). Божья воля к спасению засвидет-вована в Библии (Иез 33:11; Лк 5:32; 19:10; 1Тим 1:15; 2:4). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно;
2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., к-рый отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. к-рому одни «восстанут», другие же «падут» (Лк 2:34). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин 3:19). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. (Ин 12:31). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:
а) кто верует в Него, т.е. подчиняется Его С., тот не будет судим. Над тем, кто принял Его, С. уже свершился (Ин 3:18; 5:24). Человек, принадлежащий Иисусу Христу, обрел жизнь и избавлен от смерти. Но это не исключает того обстоят-ва, что и верующие предстанут на С. Господа (Рим 14:10; 2Кор 5:10; 2Тим 4:8). Это будет день славного прославления верующих перед не признавшим их миром (1Кор 4:5; Кол 3:4); тогда будет явлена их сокрытая жизнь с Господом, равно как и их ошибки, недостатки и неверные поступки (1Кор 3:12-15);
б) неверующие же уже осуждены, потому что «не уверовали во имя единородного Сына Божия» (Ин 3:18). Однако здесь возникает видимое несоответствие: Иисус, казалось бы, противоречит Сам Себе, говоря: »...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир» и одновременно — »...на суд пришел Я в мир сей» (ср. Ин 3:17 и 9:39). Иисус хочет спасти мир, и Он же становится его Судьей. Бог, послав Его на землю Спасителем, поставил Его и Судьей над всем миром (Ин 5:22,27,30). Но именно в том, что Бог предоставил судить мир Тому, Кто пожертвовал Своей жизнью ради спасения этого мира, проявилось все величие Божьей любви. Этот С. вершится с момента явления Христа на землю.
III. ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЯ СУДА И СТРАШНЫЙ СУД
А. Библия свидет-вует, что начиная со всемирного потопа (Быт 6-8)и кончая звуками труб и чашами гнева Божьего (Откр 8-11; 16) для свершения Божьего С. на земле существуют строго определ. судные времена. «Всему свое время», и Божьему С. — в том числе (Еккл 3:1 и след.). Самому суровому С. Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса (Мф 27:25). Отвергнув Иисуса, они отделили себя от Него. Страдания народа, последовавшие за разрушением Иерусалима, — самое убедит. тому свидет-во. Эти тяжкие времена — всего лишь предвестники Страшного Божьего С., на к-ром будет вынесен окончат. приговор.
Б. Апостолы в своих проповедях постоянно указывают на то, что Бог поставил Христа Судьею, и в назначенный день Он будет судить вселенную (Деян 10:42; 17:31). В НЗ есть два подробных описания, в к-рых, вероятно, представлены различные аспекты одного и того же события:
1) СУД НАД НАРОДАМИ
(Мф 25:31-46) Иисус Христос будет вершить после Своего Второго пришествия, когда установит Свое Царство. «Все народы» предстанут перед Его С., на к-ром Он решит, кто достоин «наследовать» Царство (ст. 34). Один из критериев, по к-рым будет приниматься решение, — это отношение людей к тем, кого Иисус называет Своими братьями. Нек-рые из тех, кто не рассчитывал на оправдат. приговор, будут оправданы и призваны в Царство Христа, потому что они послужили Иисусу в лице Его «меньших братьев». И напротив, нек-рые неожиданно для себя останутся за пределами Царства. На этом С., время к-рого совпадает с последним С. над мертвыми, Страшным С., будет дан ответ на вопрос: существуют ли помимо достигших славы спасенных христиан другие люди, к-рые могут наравне с верующими стать участниками славы Христова Царства? Очевидно, что спасенных окажется намного больше, чем мы предполагаем;
2) СУД НАД МЕРТВЫМИ
(Откр 20:11-15) вынесет окончат. приговор всему остальному человечеству, пребывающему в царстве мертвых вплоть до последнего Судного дня. Этот С. представляет собой начало полного преобразования вселенной (см. Воскресение). Возникнут «новое небо и новая земля» (Откр 21). Последний С. совершится Христом, Судьей над миром, от лица Которого «бежали» прежние «небо и земля» (Откр 20:11). Вместе с Ним С. будут вершить святые, к-рые объединены с Господом (1Кор 6:2 и след.; Откр 3:21). Каждый человек судится по его делам, т.к. именно в них выражается его истинная духовная сущность. В судебниках Божьих, в «книгах», записаны все мысли, слова и поступки человека. Для человека существует только одна возможность избежать наказания и быть оправданным: его имя должно быть занесено в «книгу жизни». Обвинит. же приговор будет означать вечное см. Проклятие, проклинать (Мф 25:41; Откр 20:14 и след.). Возможность помилования людей еще во время их пребывания в царстве мертвых подразумевается словами о сошествии Христа в ад для проповеди «находящимся в темнице духам», с тем чтобы они «жили по Богу духом» (1Пет 3:19; 4:6). Но это не означает, что призыв Христа к покаянию должен быть услышан только после смерти человека. Сказанное в Библии о Божьем С. показывает, что спасти от него может только Христос. см. Право, правосудие см. Судиться см. Оправдание см. Судить см. Судилище.
Библейская энциклопедия Брокгауза