Библейская энциклопедия Брокгауза

Сила, сильный

Сила, сильный. Словом «сила» в Синод. пер. переданы различные евр. и греч. слова, к-рые, кроме основного значения, имеют и другие: «имущественное состояние», «крепость», «власть», «великолепие», «могущество», «защита», «помощь», «опора», «мощь» и др. С. — неотъемлемое свойство Бога и характерный признак Его деяний. Только Бог располагает С. во всей ее полноте. Он по Своему усмотрению наделяет С. Свои создания, включая человека, равно как и лишает их этой С.

I.

Божья С. названа в Библии «преизбыточной» (2Кор 4:7; ср. Еф 1:19), ибо она превосходит все земные человеч. силы. Своей великой С. Бог сотворил небо и землю (Иер 32:17), и через это становится видимым «невидимое Его, вечная сила Его и Божество» (Рим 1:20). С. Бога проявляется в Его судах (Исх 9:16; Пс 20:14) и в Его милосердной помощи (Втор 4:37; 2Пар 25:8). С. — одно из обозначений Самого Бога (Мф 26:64), Его Духа (Лк 1:35; 24:49) и Евангелия (Рим 1:16; ср. Евр 4:12). Поэтому восхваление С. Божьей постоянно сопутствует восхвалению Бога (Иов 37:23; Пс 64:7; 146:5 — Синод. пер. — «крепость»; Мф 6:13; Откр 4:11; 19:1 и проч.).

II.

СИЛА ИИСУСА ХРИСТА. Обетование, данное через пр. Исаию (Ис 9:6 и след.), подтверждает и евангелист Лука: от Христа исходит «сила Господня» (Лк 5:17; ср. 6:19; Деян 10:38). Павел свидет-вует, что Иисус открылся «Сыном Божиим в силе» (Рим 1:4), и теперь наша задача заключается в том, «чтобы познать Его и силу воскресения Его» (Флп 3:10). Но в конце времен все земные племена увидят Сына Человеческого, грядущего «с силою и славою великою» (Мф 24:30; Откр 5:12 и след.).

III.

БОЖЬЯ СИЛА В ЧЕЛОВЕКЕ. Еще в псалмах говорится о том, что Бог является С. жизни человека (Пс 26:1 — в Синод. пер. — «крепость»), Он вооружает человека С. (Пс 17:33), дает его душе великую С. (Пс 137:3 — в Синод. пер. — «бодрость»). «Надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис 40:31), как бы не были они слабы (ст. 29; 2Кор 12:9 и след.). Иисус обещал Своим ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1:8). Первый мученик Стефан назван человеком, «исполненным веры и силы» (Деян 6:8). «А Савл более и более укрепляется», говорится в Деян 9:22 о Павле, бывшем гонителе христиан; сам же он рассказывает о своем внутр. преобразовании так: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2Тим 1:7). Уже малая толика этой Божьей С. может подвигнуть всю Церковь к братской любви, верности и мужеств. свидет-вованию. Господь благословляет тех, кто, не имея много С., сохранил слово Его, и не отрекается от имени Его (Откр 3:8). Мы должны доверять не земным человеч. С., к-рые преходящи и столь же ненадежны, а Божьей С., к-рой мы никогда не располагаем, но к-рая в ответ на нашу молитву может быть дарована нам по усмотрению и милости Бога. см. Власть.

Библейская энциклопедия Брокгауза