Медь
Евр. слово нехошет и соотв. ему греч. халкос передаются в Синод. пер. в большинстве случаев как М. (Втор 8:9; Иов 28:2) или «медная руда», свидет-ва об использовании к-рой восходят еще к IV тысячел. до Р. Х. (см. Быт 4:22). Однако эти же слова могут обозначать и бронзу — сплав М. с оловом. В скинии собрания из М. были изготовлены подножия столбов во дворе, колья (Исх 27), умывальник (Исх 30:18), оклад и принадлежности жертвенника всесожжения (Исх 27:2 и след.). В храме, построенном Соломоном, находились отлитое из М. «море», т.е. емкость для воды, столбы, подставы, умывальницы и прочая утварь, изготовленная медником Хирамом (3Цар 7:13-47; 2Пар 4). В дальнейшем М. служила средством платежа (Мф 10:9). В Иез 27:13 говорится о торговле медной посудой. М. применялась для изготовления оружия (см. Оружие и орудия труда), см. Шлемов, наколенников, щитов (1Цар 17:5,38), цепей (Суд 16:21), статуй богов (Дан 5:4,23), музык. инструментов (1Кор 13:1). Наряду с бронзой в древности были известны и другие медные сплавы (евр. хашмаль). Упомянутый в Откр 1:15 и 2:18 халколиван (от греч. халколибанон) — это, вероятно, то же, что и «блестящая медь» в Дан 10:6, т.е. латунь, твердый и блестящий сплав. Возм., здесь имеется в виду т.н. «коринфская М.» — сплав М., золота и серебра, о к-ром сообщает Иосиф Флавий: по его словам, секретом изготовления «коринфской М.» владели евреи. Из этого же сплава, вероятно, были сделаны и упоминаемые в Езд 8:27 «сосуды из лучшей блестящей меди, ценимой как золото». Самые известные медные копи находились на Кипре, но М. добывали и на Синайском полуо-ве, на вост. берегу Иордана, в долине Аравы. Во времена Соломона М. выплавляли в см. Ецион-Гавере (см. Горное дело см. Ремесло, V).
Библейская энциклопедия Брокгауза