Ближний
(евр. реа; греч. плесион).
I.
В ВЗ слово «ближний» обозначает соседа (Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 — соседа-египтянина), а также близкого человека (Пс 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и «некто», «некий человек» (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12). Но везде, за искл. Исх 11:2, это понятие включает в себя значение «соотечественник», «израильтянин», как это следует из Лев 19:16-18; 25:14,17. Так же понимали это слово и в заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Иов 6:14; Притч 14:21). Б. признавался и прозелит (см. Прозелиты), однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, к-рых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: «А кто мой ближний?» (Лк 10:29).
II.
Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк 10:36). Тот не задумываясь отвечает: «Оказавший ему милость» (ст. 37). Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, к-рый сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. см. Близко, близкий, приближать.
Библейская энциклопедия Брокгауза