Европейское искусство. Энциклопедия

Хильдебрандт, Адольф фон

(Hildebrand, Adolf von)

1881, Марбург — 1921, Мюнхен.

Немецкий скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик. Работал в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже и других городах Германии, Австрии, Франции. Обучался в Академии художеств Карлсруэ. Огромное значение для художника имела его поездка в Италию. Знакомство с произведениями классической скульптуры оказало большое влияние на развитие его дарования. Он стал, подобно Г. фон Маре, А. Фейербаху, А. Бёклину, "немецким римлянином", т. е. влюбленным в наследие античности и итальянского искусства. Изучал творчество Микеланджело, флорентийских скульпторов и живописцев эпохи Возрождения и барокко, на основе которых выработал свою индивидуальную манеру. Теоретически обосновал свои поиски "большой формы" в искусстве, утраченной, по его мнению, современными мастерами, написав труд Проблема формы в изобразительном искусстве (1893; русский перевод книги был сделан Н. Б. Розенфельдом и В. А. Фаворским, книга вышла в издательстве "Мусагет" в 1914). В своих теоретических воззрениях скульптор находился под влиянием идей немецкого писателя и философа мюнхенской школы К. Фидлера. Опираясь на теорию познания Канта, последний полагал, что "формы бытия" художник претворяет в "формы воздействия", где искусство есть оформление действительности для глаза; отсюда следовал вывод о максимальной выразительности формы, роли формальных конструктивных принципов изображения. Труд Хильдебрандта стал образцом для целого поколения художников и историков искусства. Свое понимание этой проблемы Хильдебрандт выразил уже в ранних произведениях: Давид (1871—1872, Дюссельдорф, частное собрание), Сидящий пастушок (1871—1873, Берлин, Нац. галерея), Адам (1875—1876, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Стоящий молодой мужчина (1881— 1884, Берлин, Нац. галерея), в которых проявилось увлечение античностью. В духе тосканских мастеров, работавших в майолике, исполнены рельефы в надгробиях Э. Херцогенберг (1892—1893, Сан Ремо), К. Хильдебрандта (1885, Флоренция). Влияние живописи Рафаэля и, в частности, его полотна Положение во гроб из галереи Боргезе в Риме сказалось в надгробии императрицы Виктории (1901), а знаменитой Пьеты Микеланджело — в одноименной группе для мавзолея философа Гёца Мартиуса в Киле (1915—1918). Хильдебрандт много работал в мемориальной пластике, дававшей полную творческую свободу его поискам: форма античной арки использована в надгробии К. Хильдебрандта, табернакля эпохи Кватроченто в композиции Воспоминание о Конраде Фидлере (1895—1901, Мюнхен), античного храма в мавзолее Г. Мартиуса. Плодотворной была и его работа в рельефе. Известный триптих Амазонки (1887—1887, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) исполнен в период увлечения художника египетским рельефом. Значительными произведениями портретной пластики явились созданные в технике высокого рельефа портреты актрисы Э. Дузе (1914, Кассель, Гор. художественное собрание), К. Фидлера (1874—1875, Берлин, Нац. галерея), отца художника Бруно Хильдебрандта (1871, Берлин, Музей Г. Кольбе), мюнхенской балерины Б. Морена (1917—1918, Мюнхен, Дом-музей Ф. Ленбаха). Много психологически острых и пластически выразительных образов создал скульптор и в портретной пластике: бюст отца художника Бруно Хильдебрандта (1868, частное собрание), живописцев Х. Тома (1887, Вена, Музей истории искусства) и А. Бёклина (1898, Берлин, Гос. музеи), Ю. Бреветер (1880—1881, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). В монументальной скульптуре талант Хильдебрандта проявился в создании фонтана Зигфрид (1895—1914, Вормс), а также фонтанов Отец-Рейн (1911—1922, Кёльн) и композиции с фигурой Европы на быке и св. Георгия на коне (1890—1895, Мюнхен). Сильная фигура Отца-Рейна вызывает воспоминания об античных и ренессансных аллегорических изображениях рек, а героизированная фигура Зигфрида — о средневековой скульптуре соборов Германии. Свой поиск "большой формы" А. фон Хильдебрандт воплощал и в живописи, подобно мастерам кон. XIX в., пытаясь сочетать живопись и скульптуру (1905—1907, Мюнхен, мавзолей семейства Шнатцлер, где им исполнены фрески на сюжеты из Данте). Значительной работой явились также фрески библиотеки Зоологической станции в Неаполе, над которыми он работал вместе с Х. фон Маре (1873). Станковое полотно Золотой век (1886, частное собрание) развивает тему, характерную для живописи его друга Х. фон Маре, повествуя о романтических идеалах обоих мастеров, пытавшихся воскресить в эпоху грюндерства мечту о красоте и гармонии человека и природы. Хильдебрандт работал также в графике, создал много проектов и осуществленных архитектурных построек.

Лит.: Beimeuer A. Adolf Hildebrandt. Beielefeld; Leipzig, 1902; Esche-Braunfels S. Adolf von Hildebrandt. Berlin, 1993.

Е. Федотова

Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика