Европейское искусство. Энциклопедия

Муха, Альфонс

(Mucha, Alfons)

1860, Иванчицы, Южная Моравия — 1939, Прага.

Чешский график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. В юности приехал в Вену, сотрудничал в одной из тамошних мастерских театральных декораций (1879—1881). В 1883 работал по заказам мецената — графа Куэна в его замке в Моравии. В 1884—1887 учился в мюнхенской Академии художеств у Л. Хертериха и Л. Лёффца. В 1888 приехал в Париж, занимался в Академиях Жюлиана и Коларосси. Работал над созданием рекламных плакатов и театральных афиш, декоративных панно, графических серий, эскизов ювелирных изделий. В 1904—1910 жил в США. Занимался театральной декорацией в Нью-Йорке, преподавал рисунок и композицию в Институте искусств в Чикаго. В 1910 вернулся в Европу, обосновавшись в Праге. Перед Первой мировой войной посетил многие славянские страны. После войны работал в основном как монументалист, ему принадлежат многочисленные росписи, витражи, а также цикл грандиозных полотен на тему истории славянских народов. При всем многообразии творческого наследия художника Муха известен главным образом как один из создателей рекламных плакатов и театральных афиш нового типа, которые сыграли важную роль в утверждении стиля модерн в европейской прикладной графике рубежа XIX—XX вв. К числу лучших работ мастера принадлежат театральные афиши спектаклей парижского театра "Ренессанс" с участием Сары Бернар. В листах вертикального формата главенствовала фигура знаменитой актрисы, представленная в ее известных театральных ролях в спектаклях Лорензаччо (1894), Дама с камелиями (1896), Медея (1898) и др. Прихотливо извивающиеся линии, блеклый колорит и изысканное сочетание нежных оттенков цвета характерны для этих типичных произведений модерна. Помимо афиш и реклам Муха создал множество серий цветных литографий-панно: Времена года, Драгоценные камни (1900), Звезды (1902). В дальнейшем, не оставляя работы в области графики, мастер все активнее обращается к монументальному творчеству. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1900 он исполнил росписи павильона Боснии и Герцеговины. Вернувшись в 1910 на родину, художник получил заказ на живописное оформление ряда залов в здании Общественного дома в Праге. Архитектура этого сооружения и оформление интерьера выдержаны в духе модерна. В послевоенные годы главным делом Мухи стало создание цикла монументальных картин Славянская эпопея, в котором он воплотил историю борьбы славянских народов за освобождение от иноземного гнета и свою мечту о будущем единении всех славян. Начатая еще до войны, эта серия была закончена в 1928 и подарена художником государству. Огромного размера полотна (6 ? 8 м) представляют различные эпизоды истории славян, начиная от первых веков их существования. Есть в этом цикле и картина, посвященная России. На ней изображен народ на Красной площади в Москве в день отмены крепостного права. Решена картина в традиционно-реалистической манере, как и большинство частей Славянской эпопеи. Одну из своих последних работ — витраж в соборе Св. Вита в Праге Муха посвятил прославлению славянских просветителей — святых Кирилла и Мефодия (1931).

Лит.: Ульмер Р. Альфонс Муха. М., 2002; Mucha J. Alfons Mucha, Meister des Jugendstils. Praha, 1965; Alfons Mucha: Ausstellung. Berlin, 1988.

Л. Алешина

Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика