Европейское искусство. Энциклопедия

Боттичелли, Сандро

(Botticelli, Sandro), наст. имя Алессандро Филипепи

1445, Флоренция — 1510, Флоренция.

Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Учился у фра Филиппо Липпи; вероятно, посещал мастерскую Верроккио. Работал во Флоренции; в 1481—1482 участвовал наряду с Перуджино, Гирландайо, Синьорелли и др. в росписях стен Сикстинской капеллы (Ватикан). Искусство Боттичелли неотделимо от его времени — завершающего этапа флорентийского Раннего Возрождения, часто называемого по имени правителя Флоренции, одного из самых блестящих представителей рода Медичи, эпохой Лоренцо Великолепного. Боттичелли наиболее полно выразил дух флорентийской культуры этого времени, отмеченной утонченностью и поэтическим строем, расцветом гуманизма, неоплатонической философии и поэзии, поисками новых эстетических и духовных ценностей, оттенком элегичности. Искусство Боттичелли проникнуто гармонией особого рода, основанной на усложненном, полном нервной остроты восприятии мира, который художник наделяет возвышенной, идеальной красотой. Она трактована художником с характерным для культуры его времени оттенком интеллектуальной отвлеченности, в ней есть утонченная холодность и поэтическая одухотворенность; персонажи Боттичелли хрупки, почти женственны и в то же время наделены особой интенсивностью духовной жизни. Все это определяет своеобразие поэтики изобразительного языка Боттичелли, его понимание формы, пространства, цвета, линии, он предпочитает разворачивать композицию на плоскости, высоко поднимая линию горизонта; в сочетании с хрупкостью силуэтов фигур, моделировкой форм прозрачными, почти неощутимыми тенями, одухотворенной грацией линий, некоторой отвлеченностью, бестелесностью холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок это сообщает его композициям оттенок парящей легкости и изысканной декоративности. В поэтике живописного языка Боттичелли особенно важное место принадлежит линии. Летуче-легкая и отточенная линия способна у него преобразить своей безукоризненной чистотой облик модели, придать движению, силуэту одухотворенную грацию, наполнить жесты тончайшими оттенками чувств. Творческое наследие Боттичелли включает в себя небольшие, камерного характера религиозные композиции, большие алтари и монументальные росписи, портреты и мифологические композиции, обширное графическое наследие. Ранние работы художника (Аллегория Силы, 1470; Возвращение Юдифи, ок. 1470—1472; Нахождение тела Олоферна, ок. 1470—1472, все — Флоренция, галерея Уффици; Мадонна с Младенцем и ангелами, ок. 1470, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Мадонна Евхаристии, ок. 1472, Бостон, Музей И. Гарднер) выдают влияние фра Филиппо Липпи, Поллайоло, А. Верроккио и в то же время уже отмечены неповторимой тональностью дарования художника. Время расцвета творчества Боттичелли приходится на конец 1470-х — 1480-е, когда он сближается с семьей Медичи, соприкасается с утонченной интеллектуальной средой гуманистов и поэтов, окружавших Лоренцо Великолепного, и создает серию мифологических композиций, включающих Весну (ок. 1478), Рождение Венеры (ок. 1485), Палладу и Кентавра (ок. 1486, все — Флоренция, галерея Уффици), Венеру и Марса (ок. 1485, Лондон, Нац. галерея), а также парные фрески из виллы Лемми Лоренцо Торнабуони и Свободные Искусства и Джованна дельи Альбицци и Добродетели (1486, Париж, Лувр). Мифологические композиции Боттичелли являются вершиной развития этого жанра в итальянском искусстве XV в. Художник нашел неповторимый, глубоко поэтичный образ Античности. Центральное место среди мифологических образов Боттичелли занимает Венера, трактовавшаяся флорентийскими гуманистами как воплощение неоплатонической концепции любви — формы духовной связи между миром земным и небесным, приобщающей человека к познанию Божественной истины. Как чудесные явления решены две самые замечательные мифологические композиции Боттичелли — Весна и Рождение Венеры — с их возвышенной поэтичностью, музыкой линий, грацией и парящей легкостью движений, одухотворенностью образов, такими поразительными по красоте мотивами, как танец трех Граций в Весне или развевающиеся золотые волосы богини в Рождении Венеры. Стилистически близки к мифологическим композициям Боттичелли конца 1470—1480-х картины круглого формата (тондо), изображающие Мадонну с Младенцем, наделенную нежной, хрупкой, немного печальной красотой, окруженную задумчивыми, грациозными ангелами (Мадонна дель Маньификат, ок. 1485; Мадонна с гранатом, 1487, обе — Флоренция, галерея Уффици). Несколько иначе решает Боттичелли сложные многофигурные композиции на темы из Священного Писания: небольшое Поклонение волхвов (ок. 1477, Флоренция, галерея Уффици) и фрески Исцеление прокаженного, Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона (все — 1481—1482, Ватикан, Сикстинская капелла). Стройная организация этих сложных, изобилующих деталями сцен, акцентировка занимающего центральную часть композиции главного эпизода соединяются в них с острой, иногда несколько преувеличенной эмоциональностью реакции на происходящее многочисленных свидетелей того или иного события, выраженной в стремительности движений, взволнованной жестикуляции. В Поклонении волхвов и ватиканских фресках много ярких и точных портретных изображений. Портрет как самостоятельный жанр занимает важное место в творчестве Боттичелли 1470—1480-х. В работах этого времени (Человек с медалью, ок. 1474, Флоренция, галерея Уффици; Джулиано Медичи, ок. 1478, Бергамо, галерея Академии Каррара; вариант — Вашингтон, Нац. галерея; Женский портрет, 1480-е, Флоренция, галерея Питти; Юноша, 1480-е, Лондон, Нац. галерея) Боттичелли предстает как один из самых ярких и своеобразных портретистов Италии XV в. Точность и острота передачи портретного сходства, подчеркнутая чеканностью линий и светотеневой лепки, выбором ракурса лица — от изображения в анфас до трехчетвертного поворота и профиля, различным решением фона (пейзаж, условный интерьер, нейтральный фон) — сочетается в них с изысканностью общего решения и нервной напряженностью внутреннего состояния. Последний период творчества Боттичелли (кон. 1480 — нач. 1500-х) отмечен нарастанием драматического начала. Уже в Алтаре Сан Барнаба (ок. 1488—1489, Флоренция, галерея Уффици) не свойственному ранее Боттичелли великолепию архитектурного фона противоречит нервная ломкость и напряженность ритма, беспокойное движение, хрупкий, почти болезненный облик персонажей. Драматическим пафосом отмечено Оплакивание Христа (кон. 1490-х, Милан, Музей Польди-Пеццоли). Одновременно нарастает усложненность композиций, стилизованная хрупкость облика персонажей, преувеличенная напряженность, почти конвульсивность движений (Благовещение, ок. 1490; Клевета, ок. 1495, обе — Флоренция, галерея Уффици; ныне разрозненная серия Чудеса св. Зиновия, ок. 1500, Дрезден, Картинная галерея; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Лондон, Нац. галерея). Поэтичность религиозного чувства и нарочитая архаичность облика персонажей и изобразительного языка отличают одну из его последних работ Рождество (1500—1502, Лондон, Нац. галерея). Особое место в позднем творчестве Боттичелли занимает обширная серия графических иллюстраций к Божественной комедии Данте (ок. 1492—1497, Берлин, Гравюрный кабинет; Ватикан, Библиотека), дающая своеобразную, глубоко личную интерпретацию поэмы.

Лит.: Гращенков В. Н. Боттичелли. М., 1960; Боттичелли: Сборник / Сост. В. Н. Гращенков. М., 1962; Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Л., 1971; Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977; Venturi L. Botticelli. Wien, 1937; Mesnil G. Botticelli. Paris, 1938; Ettlingen H. S. Botticelli. New York, 1977; Lightbown R. W. Sandro Botticelli. London, 1978. Vol. 1—2.

И. Смирнова

Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика