Художественная энциклопедия

Эмали

(франц. email, от франкского smeltan — плавить; древнерусская финифть), техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалью. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Эмали различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлической поверхность ребром по линиям узора; передают чёткие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объёмные формы, достигать живописных эффектов, так как при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с XVII в. огнеупорными). Эмаль бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших эмалей — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой эмали — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, IX в.). В Византии в X-XII вв. была развита перегородчатая эмаль на золоте. К началу XII в. сложились европейские школы эмали: маасская — в долине реки Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера — монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европейские эмали, в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца XIV — начала XV вв. в технике эмали выполнялись предметы светского характера. Глухие эмали сменялись прозрачными эмалями по гравировке с введением золотых линий и накладок. В XVIII в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоемкая техника эмали пришла в упадок в XIX в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров — в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае эмали известны с VII в.; широкое распространение получила в XIV-XVII вв. перегородчатая эмаль, украшавшая детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных.

На территории СССР эмали изготовлялись в III-V вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой красной, голубой, зелёной и белой эмалью). Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси XI в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых эмалях XII-XIII вв. на серебре и золоте и средневековых грузинских перегородчатых эмалях на золоте, отличавшихся от византийских эмалей менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, XII в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В XVI-XVII вв. у московских мастеров получили распространение эмали по скани — прозрачные многоцветные эмали густых, насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкие украшению лицевых рукописей того же времени. В XVII в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали ("усольской"). Развитие расписных эмалей по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных эмалью (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложечки и т.д.). В XVIII-XIX вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписных эмалей (см. Ростовская финифть). В VIII в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце XIX — начале XX вв. изделия с эмалью изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.

В СССР выпускают изделия с расписными эмалями, с эмалями по скани, гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства эмали является фабрика "Ростовская финифть" в Ростове-Ярославском, продолжающая идущую с XVIII в. традицию живописных эмалей (броши, пудреницы, коробочки) в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Пителин, А. А. Хауров и др.). К технике эмалей обращается также ряд художников, создающих станковые декоративные композиции (З. Церетели).

Декоративное блюдо. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.

Табакерка. Золото, роспись на эмали. Петербург. Первая четверть 19 в. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: А. А. Пупарев, Художественная эмаль, М., 1948; Л. В. Писарская, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова, Русские эмали X-XIX вв. (Альбом), М., 1974; Hasenohr К., Emali, Dresden, 1955; Barsali I. B., л;uropдisches Email, Herrsching, 1980.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. эмали — ЭМАЛИ 1) Тонкие стеклообразные покрытия (финифть, стеклоэмаль), наносимые на изделия из металлов и их сплавов и закрепляемые обжигом. Характеризуются высокой твердостью, коррозионной стойкостью, износо- и жаростойкостью. По назначению...  Химическая энциклопедия