Художественная энциклопедия

Хольбейн Ханс Младший

Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 — умер 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца — Ханса Хольбейна Старшего. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы ("Мёртвый Христос", 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей ("Эразм Роттердамский", 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки, иллюстрации (к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского. 1515); в серии рисунков "Образы смерти" (1524-26; известна под названием "Пляска смерти") в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. В 1526-32 работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные ("Астроном Николас Кратцер", 1528, Лувр) и графический ("Т. Мор", серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты. Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. В 1532 Хольбейн окончательно уехал в Англию, где с 1536 стал придворным художником короля Генриха VIII. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников — представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена); выполнены росписи "Стального двора" в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оно оказало сильнейшее воздействие на развитие английского и всего западноевропейского портрета. Творчество Хольбейна — одна из вершин художественной культуры Возрождения и мирового портретного искусства. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и неприкрашенно воссоздавая её облик, он создал смелые и острые по рисунку, насыщенные по цвету, жизненно-убедительные, яркие образы своих современников — волевых, целе- устремлённых людей эпохи Возрождения.

Портрет Томаса Мора

Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского, ок.1539-40, Королевская коллекция, Лондон

Портрет Моретта

Портрет Генриха VIII

Дармштадская мадонна» (Мейера)

Венера и Купидон. 1516-1526. Художественный музей, Базель

Lady with a Squirrel

Grablegung Christi

Erasmus

Anne Cleves

Ambassadors

Галерея

Литература: (А. Немилов), Г. Гольбейн Младший. (Альбом), М.-Л., 1962; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 — H. Holbein der Jьngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Kцln, (1951); Grohn H. W., H. Holbein der Jьngere als Mater, Lpz., (1955); его же, H. Holbeins des Jьngeren Bildniszeichnungen, Dresden, (1956); Boureanu R., Holbein, L., 1977; Holbein, N. Y., 1980.

Популярная художественная энциклопедия