Неореализм
Направление в итальянской живописи и графике середины 1940-х — середины 50-х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской художественной культуре — всенародный демократический подъём в результате движения Сопротивления и распространение социалистических идей, возрождение демократических традиций итальянского искусства (прежде всего веризма), а также творческое использование художественных приёмов ряда течений европейского искусства XIX-XX вв., в том числе романтизма и экспрессионизма. Художники-неореалисты (Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Р. Веспиньяни, Дж. Дзигайна и др.) стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте её противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев — людей труда, с их жизненной стойкостью и внутренним достоинством, к воплощению героики борьбы против фашизма и отстаивания социальной справедливости, к передаче как широкой панорамы, так и повседневных коллизий народной жизни. Творчеству неореалистов присущи программное утверждение демократических художественных ценностей, жизненная достоверность образов, внимание к конкретным приметам современного бытия. Близкие неореализму тенденции проявились в послевоенном демократическом изобразительном искусстве и других капиталистических стран (например, во Франции — творчество Б. Таслицкого, А. Фужерона и др.).
Популярная художественная энциклопедия