Надгробие
Произведение скульптуры или какое-либо архитектурное сооружение, предназначенное для увековечения памяти умершего и установки на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного надгробия — кенотафа). В Древней Греции надгробием служили статуи и стелы с изображением умершего. Основным типом надгробия в Западной Европе с XI в. стала тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего; устанавливалась над захоронением, обычно — в интерьере церкви). На средневековом Кавказе, в Румынии, на Балканах были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Китайские надгробия (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а имена умерших) воздвигались одна на другую и постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения надгробия, как правило, вытесняются гробницами. В надгробиях XVII-XVIII вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца XVIII — начала XIX вв. надгробия устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи надгробий). В надгробиях второй половины XIX — XX вв. религиозно- дидактическое начало постепенно ослабевает и украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или эмблема, играющая чисто мемориальную роль.
Надгробие Л. Вибия и его семьи. Конец 1 в. до н.э. Музей Кьярамонти. Ватикан.
Литература: В. В. Ермонская, Г. Д. Нетунахина, Т. Ф. Попова, Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI — начала XX вв., М., 1978; их же, Советская мемориальная скульптура. К истории становления и развития русского советского художественного надгробия, М., 1979; Panofsky E., Tomb sculpture, N. Y., 1964.
Популярная художественная энциклопедия