Художественная энциклопедия

Мантенья Андреа

(Mantegna) (1431-1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца — Ф. Скварчоне в Падуе (1441(?)-48). Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Изучал древнеримскую скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой. Искусству Мантеньи присуще героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. В росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; в 1944 во время Второй мировой войны почти полностью погибли) проявилась приверженность Мантеньи к чёткой архитектоничной композиции, смелым ракурсам. Живописная манера Мантеньи отличается чеканностью форм и рисунка, металлическим отблеском красок, уподобленных драгоценным эмалям, строгостью и правдивостью обобщенных образов, героическим восприятием сурового каменистого пейзажа (алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части — в Лувре и Музее изящных искусств, Тур). С 1460 Мантенья жил в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо (1474) Мантенья добился визуально- пространственного единства интерьера; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с "Триумфом Цезаря" (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям Мантеньи относятся аллегорико-мифические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте ("Парнас", 1497, Лувр, и др.), цикл монохромных картин ("Самсон и Далила", 1500-е гг., Национальная галерея, Лондон; и др.), исполненное композиционной остроты и драматизма полотно "Мёртвый Христос" (около 1500, Брера). Графические работы Мантеньи (7 гравюр на меди "Битва морских божеств") сочетают чёткую пластичность с нежностью штриховой моделировки.

А. Мантенья. "Встреча Лодовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага". Роспись "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо в Мантуе. 1474.

Altarretabel von San Zeno in Verona, Triptychon, Mitteltafel

Altarretabel von San Zeno in Verona, Triptychon, mittlere Predellatafel Kreuzigung

Christus als Schmerzensmann

Der Parnas

Die Darbietung Christi im Tempel

Hl. Familie mit Hl. Elisabeth und Johannesknaben

Hl. Sebastian

Madonna della Vittoria mit Hl. Johannes dem Taufer

Maria mit Kind und Engeln

The Ascension

Литература: Т. П. Знамеровская, А. Мантенья..., Л., 1961; В. Н. Лазарев, Мантенья, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972; Н. В. Николаева, А. Мантенья, М., 1980; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., A. Mantegna, Mil., 1961; Camesasca E., Mantegna, Mil., 1964.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. Мантенья Андреа — Мантенья (Mantegna) Андреа (1431—1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Искусство Мантенья, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм...  Большая биографическая энциклопедия
  2. Мантенья Андреа — (Mantegna, 1431-1506) — знаменитый итал. живописец и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он был приемный сын и ученик Фр.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона