Художественная энциклопедия

Литьё

Изготовление отливок путём заполнения форм расплавленным металлом и дальнейшая их обработка — наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов, светильников и пр.; также художественные произведения, выполненные этим способом. Литьё зародилось в эпоху освоения человеком способов добычи и обработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось в его отдельную отрасль, где художественными задачами диктуются специфические приёмы формовки модели и методы литья (нередко в расчёте на получение одной отливки), выбор металла или сплава для определенного вида изделия. Этим же задачам служит доработка (часто авторская) поверхности отливок (чеканка, гравировка, патинирование, золочение и тому подобное), благодаря которой даже тиражируемые изделия приобретают свойства уникального произведения.

Основная технология литья вырабатывалась при использовании в качестве исходного материала бронзы — с древности и до наших дней самого употребляемого сплава для художественных изделий. С IV в. для литья небольших вещей начали обращаться к олову (амулеты из коптских гробниц IV-VII вв.), из которого в XVI-XVIII вв. отливали плакетки, медали и главным образом сосуды (чаши, кубки и тому подобное), имитировавшие более дорогое серебро. Благодаря мягкости металла эти изделия имеют скруглённые края, текучий рельеф в изображениях, выполнявшихся преимущественно гравировкой. В XVII-XVIII вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петродворец), текучесть которого использовалась для создания эффекта как бы растворённых в воздушной среде контуров фигур и складок одеяний. С XV в. в Германии, а затем и других странах Западной Европы (в России — с конца XVII в.; см. также Каслинское литьё) развилось литьё из чугуна (парковая скульптура, надгробия, решётки, ограды, садовая мебель и пр.). Более массивное, чем бронзовое, но более дешёвое чугунное литьё со свойственной ему выразительностью весомого материала и глухого тона (от светло-серого до густо-чёрного) применяется ныне почти так же широко, как и бронза.

Литература: А. М. Петриченко, Искусство литья, М., 1975; Б. Н. Зотов, Художественное литье, 3 изд., М., 1982.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. литьё — -я, ср. 1. Действие по глаг. лить (в 3 знач.). Машина для литья металла. 2. собир. Литые металлические изделия. [В отчетах] было указано, какое литье изготовляется на Путиловском заводе, как это проделывается. М. Павлов, Воспоминания металлурга.  Малый академический словарь
  2. литьё — Процесс получения изделий (отливок) путём заполнения литейной формы расплавленным материалом (металлом, некоторыми горными породами, пластмассой, стеклом и др.  Техника. Современная энциклопедия
  3. литьё — Ли/ть/ё [й/о́].  Морфемно-орфографический словарь
  4. Литьё — Технологический процесс изготовления отливок, заключающийся в заполнении форм расплавленным материалом (литейным сплавом, пластмассой, некоторыми горными породами) и дальнейшей обработке полученных изделий (см. Литейное производство, Каменное литьё).  Большая советская энциклопедия
  5. литьё — орф. литьё, -я  Орфографический словарь Лопатина
  6. литьё — ЛИТЬЁ, я, ср. 1. см. лить2. 2. собир. Литые изделия. Металлическое, каменное, пластмассовое л. Чугунное л.  Толковый словарь Ожегова
  7. литьё — литьё ср. 1. Процесс действия по гл. лить II 2. Результат такого действия; литые металлические изделия.  Толковый словарь Ефремовой