Художественная энциклопедия

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(1735-1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца — украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771-87 руководил портретным классом петербургской АХ. Левицкий — крупнейший мастер русского парадного портрета XVIII в. В его произведениях 70-х гг. ("А. Ф. Кокоринов", 1769-70, ГРМ; "Н. А. Сеземов", 1770, "П. А. Демидов", 1773, — оба в ГТГ) торжественная приподнятость образа сочетается с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием матери- альности окружающих модель аксессуаров, раскрывающих социальное положение, профессию, интересы изображённого человека. В серии отличающихся богатством цветового строя парадных портретов юных воспитанниц Смольного института (около 1773-76, ГРМ) Левицкий раскрыл разнообразие характеров и живость чувств своих моделей, передал неподдельную красоту и обаяние молодости. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены камерные портреты 70-х гг. ("Д. Дидро", 1773-74, Музей искусства и истории, Женева; "М. А. Дьякова", 1778, "Я. Е. Сиверс", 1779, — оба в ГТГ), исполненные в более свободной живописной манере. В начале 80-х гг. под влиянием классицизма тонкая нюансировка сменяется в произведениях Левицкого локальным цветом, появляется некоторая заглаженность письма ("Урсула Мнишек", 1782, ГТГ; "Екатерина II", 1783, ГРМ). Со второй половины 80-х гг. его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портрет дочери Агаши в русском костюме, 1785, ГТГ). Однако и в поздние годы Левицкий создал ряд произведений, отмеченных яркой выразительностью художественных средств ("Неизвестный со сфинксом", 90-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого оказало значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов, в том числе В. Л. Боровиковского.

Д. Г. Левицкий. "Урсула Мнишек". 1782. Третьяковская галерея. Москва.

Portrait of Catherine II, 1780th

Portrait of Catherine II, 1782

Portrait of Greate russian empress Catherine II

Автопортрет

Екатерина II Алексеевна (1794).

Портрет воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой. 1773

Портрет Марии Алексеевны Дьяковой (1755-1807).

Портрет Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой

Литература: Гершензон-Н. М. Чегодаева, Д. Г. Левицкий, М., 1964; Н. М. Воронина, Левицкий, (М., 1968); Н. М. Молева, Д. Г. Левицкий, М., 1980.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. Левицкий Дмитрий Григорьевич — Лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности в Киеве.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич — ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822) — российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70...  Большой энциклопедический словарь