Художественная энциклопедия

Кранах Лукас Старший

(Cranach) Старший (1472-1553), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. В 1509 посетил Нидерланды. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное ("Распятие", 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало ("Отдых на пути в Египет", 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Поэтическое восприятие природы, тонкая наблюдательность, повышенная роль пейзажа в ранних картинах Кранаха во многом послужили основой для сложения дунайской школы. В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (1505-52) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник. Достижения искусства Возрождения претворены в "Алтаре св. Екатерины" (1506, Картинная галерея, Дрезден) и "Княжеском алтаре" (1510, Государственная галерея, Дессау); гуманистические идеалы выражены также в картинах "Венера и Амур" (1509, ГЭ), "Нимфа источника" (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры ("Проповедь Иоанна Крестителя", ксилография, 1516). С 1510-х гг. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 1530-50-х гг. Появляются сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнажённого женского тела, выполненные по заказам высокопоставленных сановников. Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах. Уже в первых из них ("И. Куспиниан", 1502-03, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; "С. Рейс", 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг) он выступил замечательным мастером этого жанра. Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты ("И. Шёнер", 1529, Музей старинного искусства, Брюссель; автопортрет, 1550, Уффици). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее имеется галерея Кранаха.

«Адам Ева», 1526, Институт искусства Курто, Лондон

«Венера и Амур»

«Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием»

«Портрет доктора Шейринга». 1529. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

«Распятие Христа». 1503. Старая пинакотека, Мюнхен

«Суд Париса», 1528 г., музей Метрополитен, Нью Йорк

«Юдифь с головой Олоферна»

Apollo and Diana

Beardless young man

Der verliebte Alte

Der verliebte Alte1

Gastmahl des Herodes

Hl-Antonius-1520

Hl-Valentin-mit-Stifter

Judit-an-der-Tafel

Portrat des Joachim II. als Kurprinz

Ruhende Quellnymphe

Torgauer Furstenaltar, Mitteltafel Die Hl. Sippe

Venus

Автопортрет 1550 г., Галерея Уффици, Флоренция

Галерея

Литература: А. Н. Немилов, Л. Кранах Старший. (Альбом), М., 1973; L. Cranach der дltere. Der Kьnstler und seine Zeit, В., 1953; L. Cranach. Das gesamte graphische Werk, В., 1972; L. Cranach. Kьnstler und Gesellschaft, В., 1973; Friedlдnder M. J., Rosenberg J., The paintings of L. Cranach, L., 1978.

Популярная художественная энциклопедия