Конго
(Congo), Народная Республика Конго, государство в Центральной Африке. На территории К. обнаружены наскальные изображения (в Катанге), относящиеся, вероятно, к эпохе неолита (орнаменты и схематические изображения человеческих фигур, животных, растений, высеченные или нарисованные). Основной тип народного жилища — прямоугольные в плане хижины с двускатными крышами, расположенные прямыми рядами вдоль главной улицы поселения. В районах саванн — круглые в плане травяные хижины на каркасе из жердей, в районе р. Санга хижины имеют плетённую из ветвей кровлю, напоминающую щит черепахи. Культовые хижины украшаются деревянными панно с изображением обрядов посвящения, расписанными яркими красками. Со второй половины XIX в. в городах строятся здания европейского типа. В изобразительном искусстве преобладают резная деревянная скульптура и маски. Пластическая выразительность фигур, их простейшие уравновешенные геометрические формы подчёркиваются линейным узором (татуировка, волосы и так далее) — фигуры охранителей детей у народа теке, фигуры-реликварии народа бавили. Очень декоративна скульптура народа кота, в которой фигуры превратились в ромбы, увенчанные плоской головой. Белым расписным закруглённым узором украшены маски яка; условность форм усиливает экспрессию масок бавили. Основной вид художественного ремесла — резьба. Ею покрывают деревянные предметы, сосуды из тыквы, глиняную посуду. В современном искусстве выделяются работы живописной школы-мастерской Пото-Пото (основана в 1951 французским живописцем и этнографом П. Лодсом). Ориентируясь на местные традиции, мастера Пото-Пото создали оригинальный стиль изображений народной жизни (гуашь, акварель), в которых графичность и чёткость рисунка, острая экспрессия движений, динамичные силуэты вытянутых фигур соединены с декоративной насыщенностью цвета.
Мастер школы-мастерской Пото-Пото. "На реке". Гуашь, акварель. 1950-е гг.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965.
Популярная художественная энциклопедия