Художественная энциклопедия

Дюрер Альбрехт

(Durer) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца-выходца из Венгрии, а в 1486-89 в мастерской нюрнбергского живописца М. Вольгемута, у которого воспринял принципы немецкого и нидерландского позднеготического искусства, ознакомился с некоторыми рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490-94, во время странствий по Верхнему Рейну, Дюрер выполнил в позднеготическом духе несколько станковых гравюр, иллюстрировал книги ("Корабль дураков" С. Бранта, и др.). Воздействие гуманистических учений на Дюрера усилилось в результате первой поездки в Италию (1494-95). Он стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира, углублённому изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления ("Куст травы", 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы цвета и световоздушной среды ("Домик у пруда", акварель, около 1495-97, Британский музей, Лондон). В портретах и автопортретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание человеческой личности и социального положения художника (автопортрет, 1498, Прадо). Много и интенсивно он работал в области рисунка и гравюры. Настроения предреформационной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы, выразились в серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498), в художественном языке которой были органично слиты приёмы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505-07) ещё более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченным композиционным построениям ("Праздник чёток", 1506, Национальная галерея, Прага; портрет молодой женщины, 1505, Музей истории искусств, Вена), тщательному изучению пропорций обнажённой человеческой фигуры ("Адам и Ева", 1507, Прадо). При этом Дюрер в лучших (особенно графических) произведениях не утратил зоркости наблюдений, конкретной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве — "Большие страсти", около 1497-1511, "Жизнь Марии", около 1502-11, "Малые страсти", 1509-11). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объёма свойственны трем так называемым мастерским гравюрам на меди: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы; "Меланхолия" (1514) — воплощение внутренних конфликтов и беспокойного мятущегося творческого характера; "Св. Иероним" (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер создавал также жизненно-непосредственные народные образы ("Пляшущие крестьяне", гравюра на меди, 1514).

К этому времени Дюрер завоевал почётное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда он совершил поездку в 1520-21), дружил с виднейшими гуманистами. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецкий художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен) и другие работы. В серии портретов 20-х гг. Дюрер создал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым самосознанием собственной личности, напряжённой духовной энергией и практической целеустремлённостью (портреты: молодого человека, 1521, Картинная галерея, Дрезден; Якоба Муффеля, 1526, Хиеронимуса Хольцшуэра, 1526, — оба в Картинной галерее, Берлин-Далем). Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах ("Руководство к измерению…", 1525; "Наставление к укреплению городов…", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528), в которых отразились противоречия поисков и творческой деятельности мастера, его глубокая честность как художника, пытливый характер его творчества. Художественные искания Дюрера завершила картина "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре обобщённых характера- темперамента и вместе с тем типы людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину в бурную и противоречивую эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26.

А. Дюрер. "Четыре всадника". Гравюра на дереве из цикла "Апокалипсис". 1498.

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

Portrat der Barbara Durer, geb. Holper

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507. Прадо. Мадрид

Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507. Прадо. Мадрид

Мученичество 10 000 христиан. 1508. Музей истории искусств. Вена

Носорог, 1515 г.

A Young Hare, 1502

Alte mit Geldbeutel

Rosenkranzaltar

Сочинения: Дневники. Письма. Трактаты, (пер. с нем.), т. 1-2, Л.-М., 1957.

Литература: Ц. Нессельштраус, А. Дюрер, Л.-М., 1961; (Гершензон-Н. Чегодаева), А. Дюрер. (Альбом репродукций), М., 1964; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; С. Л. Львов, А. Дюрер, М., 1977, Panofsky E., The life and art of A. Dьrer, Princeton, 1955; Winkler F., A. Dьrer, B., 1957; Wцlfflin H., Die Kunst A. Dьrers, Munch., 1963; A. Dьrer, Zeit und Werk, Lpz., 1971; A. Dьrer Kunst im Aufbruch, Lpz., 1973; Anzelewsky F., Dьrer, L., 1982.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. Дюрер Альбрехт — Дюрер (Dürer) Альбрехт (1471—1528), немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряжённо-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис»...  Большая биографическая энциклопедия