Художественная энциклопедия

Гоген Поль Эжен Анри

(Gauguin) (1848-1903), французский живописец, график, скульптор. В юности служил моряком, в 1871-83 — биржевым маклером в Париже. С 70-х гг. начал самостоятельно заниматься живописью, пользовался советами К. Писсарро, принимал участие в выставках импрессионистов (см. Импрессионизм). Работал в Понт-Авене (Бретань; 1886), в Арле (1888, совместно с В. ван Гогом). Неприятие современного ему буржуазного общества пробудило у Гогена интерес к архаическому, традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Гоген искал вдохновение вдали от центров современной цивилизации. В 1891 он уехал на остров Таити (Океания), после кратковременного возвращения во Францию (1893-95) поселился на островах Океании навсегда. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений ("Видение после проповеди", 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Жёлтый Христос", 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили программу Гогена с символизмом и привели Гогена и группу работавших под его влиянием художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы — так называемого "синтетизма" (упрощение и обобщение форм и линий, использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п.). Эта система получила развитие в произведениях Гогена, написанных на Таити, в которых он, изображая сочную полнокровную красоту Океании с её обилием цветов и плодов, а также живущих в ней цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества ("А, ты ревнуешь?", 1892, "Жена короля", 1896, "Сбор плодов", 1899, — все в ГМИИ; "Женщина, держащая плод", 1893, "Таитянские пасторали", 1893, — обе в ГЭ). Картины Гогена, подобные панно по декоративности цвета (заполняющего обширные плоскости и играющего определяющую роль в создании эмоционального строя), плоскостности и монументальности композиции, обобщённости стилизованного рисунка, несли многие черты складывавшегося стиля "модерн" и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы "Наби" и живописцев начала XX в. Гоген работал также в области скульптуры, графики, керамики.

П. Гоген. "А, ты ревнуешь?" 1892. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Zwei Frauen von Tahiti (Was gibt's Neues, Parau api)

Ansteigender Weg in Osny

Blumen und Katzen

Blumenvase am Fenster

Der Tanz der vier Bretoninnen

Otahi allein

Tahitische Frau mit Frucht, Detail

Гоген_Шьющая женщина (1880)

Галерея

Литература: Кантор-А. С. Гуковская, Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л.-М., 1965; Б. Даниельссон, Гоген в Полинезии, перевод со шведского, 2 изд., (М., 1973); А. Перрюшо, П. Гоген, (перевод с французского), М., 1979.

Популярная художественная энциклопедия