Художественная энциклопедия

Брюллов Карл Павлович

(1799-1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 вновь в Италии. Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических столкновений. Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академического художественного языка, добиться естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных на натуре ("Итальянский полдень", 1827, ГРМ). В замысле главного произведения Брюллова — "Последний день Помпеи" (1830-33, ГРМ) косвенно отразилась атмосфера исторических конфликтов, возникших в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. Несмотря на обилие черт традиционной академии классицизма (идеальность типов, условное построение групп), театрализованный характер движений и композиции, картина является важным этапом в развитии русской исторической живописи, благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. В дальнейшем ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций (в том числе картины "Осада Пскова", 1839-43, ГТГ) не получил окончательного воплощения. Брюллов — блестящий мастер парадного портрета, полного торжественной декоративности и романтической приподнятости ("Всадница" — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — оба в ГТГ; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, ГРМ). В портретах представителей интеллигенции Б. подчёркивал сложность характера человека, напряжённость его интеллектуальной жизни (портреты: И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — все в ГТГ). Акварели и рисунки Брюллова отмечены непосредственностью наблюдения и живописностью впечатлений (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию в 1835).

Вирсавия, 1832

Всадница, 1832

Итальянский полдень, Русский музей.

Итальянское утро, 1823

Последний день Помпеи, 1833

Парный портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар.

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой

Исповедь итальянки.

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1843

Портрет археолога Микеланджело Ланчи

Литература: О. Лясковская, К. Брюллов. М.-Л., 1940; Э. Ацаркина, К. П. Брюллов, М., 1963; А. В. Корнилова, К. Брюллов в Петербурге, Л., 1976; Г. К. Леонтьева, К. Брюллов, 2 изд., Л., 1983.

Популярная художественная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. БРЮЛЛОВ Карл Павлович — БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) — российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности.  Большой энциклопедический словарь
  2. Брюллов Карл Павлович — Род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленные его предки были французы, но отец — немец с французской фамилией Brulleau, который был скульптор-резчик и живописец миниатюр.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона