Аллегория
(от греч. allegoria — иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке — аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке — аллегория Правосудия). По определению И. В. Гёте, аллегория "претворяет явление в понятие, понятие — в образ, в такой, однако, форме, что образ остается вполне адекватным имеющему четкие пределы понятию, которое он выражает целиком". По своей функции часто сближается с эмблемой. Наиболее распространённый вид аллегории — персонификация, то есть фигура, снабжённая одним или несколькими атрибутами, поясняющими её смысл. Аллегории, изображения, подчас требующие сложной расшифровки, характерны для искусства поздней античности, средневековья, Возрождения, а также XVII в., когда аллегории принимают преимущественно максимально приближённые к действительности жанровые черты (например, служанка, ищущая блох, как аллегория кающейся души, и т. д.). Аллегории, встречающиеся в реалистическом искусстве XIX-XX вв., нередко имеют острый социально-политический смысл (например, аллегорическая фигура Революции или Свободы в картине Э. Делакруа "Свобода на баррикадах", 1830, Лувр). В XX в. аллегории распространены в монументальной скульптуре и живописи, а также в плакате и политической карикатуре.
Доменикино. "Девушка с единорогом". Фреска в палаццо Фарнезе в Риме. 1602 — 1608. Фрагмент.
Литература: А. Ф. Лосев, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976.
Популярная художественная энциклопедия