Аккад
Историческая область на севере Южного Двуречья (в основном на территории современного Ирака), названа по одноименному городу (близ современного Абу-Хабба, Ирак) — столице державы Саргона Древнего (Аккадского), объединявшей Шумер и Акад; сыграла важную роль в развитии культуры Древнего Двуречья. Искусство Акада восприняло и развило художественные традиции Шумера. Памятники искусства Акада (XXIV-XXII вв. до н. э.), в отличие от Шумера, характеризуются большей свободой выбора тем (фольклорные, мифические, литературные сюжеты в глиптике) и композиций. Типичны многоплановые рельефы с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа, экспрессивной передачей движения (стела царя Нарамсина, посвященная его победе над горным племенем луллубеев, XXIII в. до н. э., Лувр); в круглой скульптуре — появление портретных черт (бронзовая голова правителя, так называемый Саргон Древний, из Ниневии, XXIII в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Искусство А. оказало влияние на художественную культуру Двуречья второй половины 3-го — первой половины 2-го тысячелетия до н. э. (позднешумерское искусство; портретные статуи Гудеа, XXII в. до н. э.), в том числе Вавилонии.
Стела царя Нарамсина с изображением победы над луллубеями. Из Суз. Песчаник. 23 в. до н.э. Лувр. Париж.
Популярная художественная энциклопедия