Рука
Эстампы кисти руки (преимущественно левой) неоантропа на стенах пиренейских пещер (Альтамира и др.), выполненные в технике трафарета с помощью естественных красок (красная — охра, черная — двуокись марганца). В некоторых пещерах представлены целые фризы «рук» (Кастильо в Испании и др.), которые в контексте с рисунками зверя раннеориньякского типа и знаками охотничьей активности (т.н. «дисками») олицетворяли социальную общность (фото 72). Принадлежность большинства «Р.» подросткам, как и наличие «калеченых», или неполных, «Р.» (вероятное свидетельство обрядовой ампутации), говорит о связи этих комплексов с пещерными инициациями. Заключение А.Брейля (1911 г.) о раннем (в рамках верхнего палеолита) возрасте «Р.» было завершено «гипотезой руки» А.Люке (1926 г.), претендующей на объяснение генезиса всего верхнепалеолитического творчества, но не получившей фактических подтверждений. Сущность ее состояла в утверждении первичности у неоантропа случайного «механического рисунка», трансформировавшегося в действительное изображение.
Фото 71. Негативное изображение руки первобытного человека на стене пещеры Пеш-Мерль.
Археологический словарь