Трёльч (troltsch) Эрнст

(1865-1923) — немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1892 — профессор в Бонне, с 1894 — в Гейдельберге, с 1915 — в Берлине. Основные работы: "Социальное  учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм  и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм,  Т. конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие  индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение  каждого образования по его собственным идеалам и возможностям. Работа  историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом, по мысли Т., культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания. Критическая позиция  (или культурное сознание)  возникла из освобождения менталитета  от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего. Вслед за М. Вебером с его типами рациональности Т. различает формальную и материальную философию истории. Материальная философия истории  - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время  (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие,  которое следует отличать от естественно-научного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса,  также представляет собой целостность, единый процесс  жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение,  считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия  истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение  - происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости. Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ  историчности культурных явлений Т. переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта" , "церковь" , "религиозное объединение" и др.). Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство,  общество  и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство  вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях.  Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса  значимого элемента  этой действительности. Д.М. Булынко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me