Спенсер Герберт

(Spencer, Herbert) (1820-1903) — британский социальный  теоретик, в основном запомнившийся своим вкладом в изучение социального изменения с точки зрения эволюционного подхода.  Родившийся в Дерби, получивший нестандартное образование,  Спенсер начал карьеру в качестве железнодорожного инженера, но вскоре перешел в журналистику, а позже стал независимым ученым. Первая главная работа  — "Социальная статика"  (1850) — продемонстрировала его устойчивую приверженность экономическому инливидуализму и свободному рынку, что прослеживалось на протяжении всей исследовательской работы ученого и является одной из главных причин большой популярности его социологии в США. Ранний интерес  Спенсера к геологии привел его в область биологии, а оттуда — к эволюционным теориям  Ламарка. Эти идеи стали принципом формирования его социальной теории. Уже в 1852 г. в статье под названием "Теория народонаселения" Спенсер доказывал, что на процесс  социального развития оказывала решающее влияние  "борьба" (за существование) и "пригодность" (для выживания). Таким образом, он предвосхитил приблизительно на шесть лет отдельные аспекты теории естественного отбора, которую Дарвин и Уоллес с таким успехом применили к органическому миру, но Спенсер опирался на предположения Ламарка. В "Принципах психологии" (1855) он пытается показать, как эволюционная гипотеза  могла бы отразить умственное развитие.  В очерке "Прогресс:  его законы  и причины" (1857) Спенсер утверждает, что эволюционный принцип  был законом универсальной применимости, определяющим развитие в физической, органической и социальной сферах. Эволюционная теория,  следовательно, давала основу для объединения наук. Какая бы траектория развития ни изучалась, движение всегда было направленным к возрастающей дифференциации и интеграции структуры. Системы, будь то солнечная, биологическая или социальная, всегда проявляли тенденцию переходить из состояния, где их составные части были гомогенными и свободно связанными, в состояние, где они становились все более гетерогенными и интегрированными. Более поздние работы Спенсера, широко читаемые и весьма влиятельные в то время,  были посвящены прежде всего подкреплению этой позиции. Одним из результатов стала "Синтетическая философия"  — многотомный проект,  охватывавший социологию, психологию, биологию и этику. Поэтому социологию Спенсера (например, его "Принципы социологии", 1876—1896) следует рассматривать как один из подразделов, в котором он преследовал более широкую цель  признания универсальности эволюционного процесса. Некоторые из его понятий — "дифференциация"  и "интеграция"  — сохранили ценность  в качестве социологических инструментов, особенно в рамках перспективы социальной системы и неоэволюционнои работы Толкотта Парсонса. Но социология  Спенсера глубоко скомпрометирована его стремлением объединить ее с биологией и его порой некритическим утверждением о том, что биологическая наука  могла бы дать подходящие понятия для изучения общества. Если "борьба" вызывала органическую эволюцию, то война  имела значение  в социальном развитии, способствуя и внутренней социальной сплоченности, и развитию мощных специализированных индустриальных экономик; если развитие сложных нервных систем в животном мире увеличивало способность выживания видов, то же самое было истиной для систем телекоммуникаций в обществе и т.д. Связь между этими взглядами и политикой Спенсера очевидна: если социальный конфликт  был эволюционным позитивом, то рынок не должен был регулироваться, а роль  государства свестись к минимуму ("Человек  против государства", 1884). Каким бы ни было суждение о подобных экономических и политических рецептах социального благополучия, такая социология не приемлема, ибо ее системы не являются биологическими. Люди создают и преобразуют свою среду обитания. Они — нравственные существа, и "выживание сильнейших"  — аморальное суждение (см. Социал-дарвинизм) . Конкуренция  часто способна быть продуктивной, но только после установления порядка и регулирования, а не в результате анархии (ср. Дюркгейм). Универсальность эволюционного процесса в социальной сфере также сомнительна; связанные с развитием образцы не могут быть последовательными, ибо развитие одних обществ урезает возможности изменения других (см. также Диффузия) . Однако наиболее компрометирующей работы Спенсера проблемой является кругообразность логики. Сам Спенсер ощущал, что доказательство эволюционной гипотезы он начинал с классификации различных видов институтов и типов обществ, а классификация  вытекала из тех самых принципов, примеры которых предполагалось доказать. Тем не менее наследство Спенсера в социологии остается значительным. Он был теоретиком систем и первым внедрил систематическое использование структурно-функционального анализа,  все еще остающееся оплотом социологического объяснения.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Спенсер Герберт — Спенсер (Spencer) Герберт (1820—1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем редактором журнала «Экономист» (1848—53). Большая биографическая энциклопедия