Постулат Адекватности

(postulate of adequacy) — 1. Доктрина (особенно в социальной феноменологии), согласно которой социологические оценки  и объяснения должны быть понятны социальному(ым) актору( ам), вовлеченному(ым) в описываемые или объясняемые социальные ситуации (см. Шюц, 1972). 2. Доктрина (свойственная Веберу), согласно которой социологические объяснения должны быть адекватны на уровне значения (см. также Значимые понимание и объяснение) , а кроме того, — обладать причинной адекватностью.  То есть необходимо указание на то, что описанные случаи обоснованы эмпирически, включая доказательство эмпирической регулярности, — некой вероятности их неизбежности. Не все социологи принимают взгляды Шюца или даже Вебера. Ведь понимания акторов часто бессвязны и могут быть истолкованы или заменены социологическими объяснениями с точки зрения основополагающих, возможно, подсознательных ценностей (см. Психоанализ)  либо лже-сознания, вытекающего из идеологии, либо без какой-либо ссылки на ценности  (как в бихевиоризме) . В любом из этих случаев социальные результаты могут рассматриваться как непредвиденные последствия  социальных действий. Оспаривая это, Гидденс  (1976) в некотором роде усовершенствовал взгляды и Шюца, и Вебера. Конечно, социологические оценки всегда должны исходить из ценностей акторов, но их часто нужно проводить вне их пределов, хотя никогда нельзя игнорировать или обесценивать понятия акторов. Существует и следующее представление: даже сложные расшифровки и замены ценностей акторов социологическими оценками могут возвращаться назад к акторам, вовлеченным в принятие и в действие  (например, в психоанализе Фрейда или в предложениях Хабермаса по "эмансипаторской" социальной науке, основанных на Фрейде и Марксе). См. также Двойная герменевтика. 

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me