Поппер Карл

(Popper, Karl) (1902-1994) — родившийся в Австрии философ науки, который с 1945 г. работал  в Лондонской школе политической экономии и знаменит своей многолетней защитой фальсификационизма  и "критического рационализма" . Именно в работе "Логика  научного открытия" (немецкое издание — 1934) Поппер впервые заявил, что "решил проблему эмпиризма"  (см. также Эмпиризм; Индукция и индуктивная логика) , предложив критерий науки, основанный скорее на фальсифицируемости, чем на верифицируемости гипотез (ср. Позитивизм;  Принцип верификации) . Проводя в жизнь  свои взгляды, Поппер защищал Модель  сопроводительного закона  науки, которая является неотъемлемой частью его представления о фальсификации. Хотя поначалу Поппер интересовался главным образом техническими науками, затем он расширил возможности философии на социальную науку ("Нищета  историзма" , 1957, и "Открытое общество  и враги", 1945). В первом из этих трудов Поппер подверг нападкам формы исторической социальной теории, требующие специального статуса  исторических, но при этом они либо преувеличивают возможности научных законов, либо усматривают их невозможность (см. Историзм). Обе формы теории Поппер считает недостаточными для оценки  истинного характера законов и теорий в социальной науке, то есть содержащими ограниченные, не безоговорочные предсказания. В "Открытом обществе и врагах" Поппер продолжил критический анализ  "историзма", сосредоточившись особенно на Гегеле и Марксе, историзм которых, по его утверждению, делает их "врагами открытого общества". Открытое общество  - формулировка предпочитаемого им вида общества, в котором индивидуумы могут стремиться изменить историю и в котором будущее в целом признается внутренне непредсказуемым. Это — единственная форма,  совместимая с видом научных законов, возможных в социальных науках,  сформулированных с точки зрения ситуационной логики (см. Ситуационный анализ и ситуационная логика)  и методологического индивидуализма  и ограниченных предсказаний. Подобная уверенность в общем эпистемологическом представлении так же очевидна в другой  его концепции: единственную форму социального планирования, оправданную социальной наукой, представляет скорее поэтапная социальная инженерия,  чем какая-либо утопическая схема.  В изложении и разработке своих представлений Поппер в конечном счете опирался на эволюционную теорию, ибо, как и в биологическом мире, постепенный прогресс  знания и общества предполагал "обнадеживающие догадки" — иногда успешные, но в полной мере не предсказуемые (см. также Эволюционная социология) . Хотя Поппер называет свою философию "антипозитивистской", она в общих чертах остается в русле эмпирической и позитивистской традиции  с ее претензиями на абсолютную обоснованность для науки и единства социальных и технических наук. В последние годы его позиция  по науке и социальной науке была подвергнута множеству уничтожающих критических анализов, посвященных: (а) как фальсификационистской модели, так и модели сопроводительного закона (см. Фейерабенд; Кун; Научный идеализм) ; (б) методологическому индивидуализму; (в) привлекательности его философии благодаря идеологическим факторам.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me