Лем (lem) Станислав

(р. 1921) — польский мыслитель, философ, писатель-фантаст. Основные произведения: "Человек  с Марса" (1946); "Астронавты" (1950); "Магелланово облако" (1955); "Диалоги"  (1958); "Звездные дневники" (1954, 1958); "Возвращение со звезд" (1961); "Солярис" (1961); "Выход на орбиту" (1962); "Непобедимый" (1964), "Summa technologiae" (1964, 2-е расширенное издание — 1967); "Сказки роботов" (1964); "Кибериада" (1965); "Глас Господа" (1968); "Повести  о пилоте Пирксе" (1968); "Философия  случайности" (1968); "Фантастика и футурология"  (1970); "Абсолютная пустота" (1971); "Мнимая величина" (1973); "Беседы и очерки" (1975); "Маска" (1976); "Насморк" (1976); "Осмотр на месте" (1979); "Мир на Земле" (1987); "Фиаско" (1987); "Философия случая" (в 2 томах, 1988) и др. Философско-футурологический трактат Л. "Сумма технологии" посвящен концептуальному и научному анализу  горизонтов и механизмов эволюции человечества. Проблемы, порождаемые экспоненциальным ростом научного знания и стремительным подъемом уровня энергий, освоенного людьми; постановка вопросов о соотношении и взаимообусловленности биологической и технической эволюций в контексте  приверженности Л. кибернетическим /читай: синергетическим. — А.Г./ контекстам постижения цивилизационных процессов; предположения о возможности направляемых трансформаций самого биологического вида Homo sapiens — эти и многие другие подходы  Л. совместили в себе футурологическую респектабельность, характерную для исследований такого рода в 1960-1980-х, с одной стороны, и четко заданную приверженность идеалам гуманизма  швейцеровского типа, с другой.  (Особо следует отметить чисто синергетическую трактовку Л. — его книгу "Философия случая" — оснований социальной жизни и всякой эволюции вообще: "Случай  - поворотный фактор  всякого эволюционного процесса;  уклад, возникший в результате данного процесса, создает собственные системные законы,  не имеющие ничего общего с первоначальным поворотным фактором".) Цивилизация,  согласно Л., — бытие  общества (не обязательно земного) в отличие от бытия биологического вида. Подчеркивая и иллюстрируя при этом в своих фантастических произведениях идею о том, что Космос не есть увеличенная до масштабов Вселенной Земля,  что человек всегда будет сталкиваться там с Непостижимым, Л. акцентирует тезисы о закономерности возникновения разума  в Космосе, о принципиальной неограниченности астроинженерного потенциала  мыслящих существ, о безграничной множественности путей эволюции цивилизаций Вселенной. Постулируя ряд принципиальных условий осуществимости сценариев выживания человечества в 3-4 тысячелетиях, Л. не только осознанно деидеологизировал облик грядущего социума,  оказавшегося в состоянии преодолеть социально-политические антагонизмы  и геополитические напряжения середины 20 ст., но и отвел этой (неизбежно аксиологически значимой для философских изысков мыслителей Восточной Европы) проблеме второстепенное место в иерархии вопросов будущего. Само по себе формулирование Л. таких проблем социально-философского порядка (условия возможности доминирования человека современного — логически мыслящего — типа и в будущих эпохах жизни на земле; "космические перспективы разума"; перспективы эволюции "технологии" — "обусловленных состоянием знаний и общественной эффективностью  способов достижения целей, поставленных обществом" ; достижимость гармонии развития технологии и целей общества), которые "по определению" включали в себя нормы  идеологического противоборства в качестве не более чем "фонового шума", сыграло весьма значимую роль  в раскрепощении мышления научно-технической и гуманитарной интеллигенции стран социалистического лагеря и особенно Польши и Советского Союза в 1960-1980-х. А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me