Концепции Социального Характера

Концепции, возникшие в рез-те попыток соц.-психологич. и социологич. истолкования нек-рых специфич. особенностей человеческого характера, связанных с социокультурными условиями формирования индивидов и своеобразием их образа  жизни вообще. Большое значение  для формирования понятия соц. характера имели этнографич. исследования, к-рые выявили, что люди, живущие в одном об-ве и принадлежащие к одной культуре, обладают нек-рой суммой одинаковых черт характера. Эти черты проявляются в фольклоре,  мифах, правилах этикета,  соц. нормах  и проч. Ряд К.с.х. сформировался в ходе полемики с на-туралистич. истолкованием характера, понятого как проявление  различн. рода либидо. 3. Фрейд разработал типологию различных сексуальных конституций, основывающуюся на идее о том, что поведение  человека является рез-том его природных влечений. Современные неофрейдисты,  критикуя З. Фрейда за биологизм, ревизуют его представления, пытаясь соединить психоаналитич. и социологич. подходы.  Э. Фромм определяет соц. характер как ядро поведения, свойственного большинству членов определенной культуры, в то время  как индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Соц. характер представляет собой форму кристаллизации психич. энергии человека,  к-рая позволяет использовать ее в качестве производительной силы в соц. жизни. Рассматривая соц. характер как посредника между соц.-экономич. системой и идеалами об-ва, способствующего стабилизации и нормальному функционированию соц. системы, Э. Фромм выявляет его типы. Классич. капитализму  свойственны такие черты соц. характера, как стремление к накоплению, индивидуализм,  агрессивность; в современном бурж. об-ве возникает соц. характер, ориентированный на рынок, в к-ром центральными оказываются стремление к потреблению, чувство  неуверенности, одиночества, скуки и озабоченности. Э. Фромм отмечает такие особенности соц. характера рабочего, как пунктуальность, дисциплина,  способность к совместному труду;  соц. характер крестьянина отличается индивидуализмом, упорством, неприятием всех попыток изменить его соц. характер. Соц. характер авторитарной личности Э.Фромм связывает с групповым нарциссизмом. Д. Рисмен, определяя соц. характер как более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивида  и его возможностей их удовлетворить, отмечает, что соц. характер способствует осуществлению индивидом тех требований, к-рые ставят перед ним данное об-во, господствующий в нем класс.  Фиксируя несовпадение в реальности соц. и индивидуального характеров, к-рое является истоком движения культуры и об-ва, Д. Рисмен вычленяет три историч. типа соц. характера — ориентирующийся на традицию, внутренне ориентированный и внешне ориентированный. Господство  в современном об-ве личности, ориентированной внешним образом (экстравертная личность) , он объясняет условиями жизни, структурой власти, способами воспитания детей в семье. Основную задачу современности он усматривает в выработке автономного соц. характера, к-рый ориентирован не столько на одобрение со стороны окружающих, сколько на формирование внутренне самостоятельной и активной личности. Специфич. черты современного соц. характера, присущего капитализму, зафиксировал У. Уайт, к-рый, противопоставив протестантскую этику раннего капитализма, проповедовавшую бережливость, честность, трудолюбие, умеренность, инициативу, современной соц. этике, описал новый тип личности — "человека организации", отличающегося экстравертностью, духом корпоративности и интериоризировавшего стереотипы  потребительской идеологии. Если Э. Фромм для обозначения культурного "ядра" личности использовал понятие  соц. характера, то Д. Хониман и А. Инкелес пользовались в этих целях понятием модальной личности, а Р. Линтон и А. Кардинер — понятием основного типа личности. А. Кардинер подчеркивает, что в формировании основного типа личности решающую роль  играют механизмы, приобретенные в процессе  изучения "проективных систем". Они возникают в рез-те проекции первичных влечений, связанных с потребностью  в пище, ласке и т. д., на воспринимаемые ребенком предметы и образы людей. Воспитание  детей А. Кардинер называет "первичным ин-том" и придает ему существенное значение в формировании типа личности, ее "проективных систем". Конфликт  между "проективной системой" и "системой внешней реальности", к-рый возникает уже в зрелом возрасте человека и связан с необходимостью адекватного рационального отношения к действительности, разрешается с помощью нек-рых защитных механизмов. Среди них наиболее значительна, по мнению А. Кардинера, роль идеологии. Отличие культур и об-в друг от друга заключается в степени господства "проективных систем", во взаимоотношении их с "системами внешней реальности". Европейская цивилизация  связана с уменьшением веса "проективных систем" и преобладанием  "систем внешней реальности". Исследуя основной тип личности европейской культуры, А. Кардинер отмечает, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина формируют в человеке пассивность, интравертность, неспособность найти новые формы адаптации и проч. Р.Линтон использует ста-тистич. понятие моды для обозначения типа личности, к-рый с наибольшей частотой встречается среди членов данного об-ва. В современной зарубежной социологии анализ  различн. типов соц. характера занимает большое место, что находит свое выражение в исследованиях по этнопсихологии, в социологии этнич. и расовых отношений, в социологии средств массовой коммуникации и обществ. мнения. Лит.: White W. The organization man. L., 1963; Riesman D. Lonely crowd: a study of the changing American character. N.Y., 1967. А.П. Огурцов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me