Интенциональный (мотивационно-целевой) Анализ Процессов Общения

Новый исследовательский метод  (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Основывается на эмпирически доказанном положении об универсальности интенциональных (мотивационно-целевых) принципах функционирования социальной коммуникации как текстовой деятельности, а также об индивидуальной природе последней. Позволяет как изучать, так и оценивать состояния любых звеньев коммуникационно-познавательного процесса  (и текста  как единицы коммуникации). Межличностная обыденная, педагогическая, деловая, научная, профессиональная, массовая и иная коммуникация;  общение  людей, опосредствованное любыми видами художественного артистического и/или литературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управленческих решений на всех видах социокультурной организации общества — все эти и другие виды коммуникации осуществляются путем обмена  действиями порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных содержательно-смысловых структур (текстов), имеющих интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Интенция (от лат. intentio) — понятие,  пришедшее из античной философии и средневековой схоластики, где оно означало стремление, намерение, цель,  направленность на какой-либо предмет. Активно используется в экзистенциональной и феноменологической философии. Расширительное значение  приобрело в экоантропоцентрической и семиосоцио-психологической парадигмах,  где это понятие операционализовано применительно к анализу  любых проявлений человеческой активности. Для этого в основу номинации положен также имплицитно присутствующий здесь признак — "мотивация" , характеризующий побуждающее начало человеческой деятельности. Соответственно интенция трактуется здесь как равнодействующая мотивов и целей (точнее — искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Осваивая среду, делая ее своей, человек  привносит в нее себя, т.е. направленность и состояние своего сознания, свое жизненное кредо.  Возникает сложный, практически неизученный механизм интерференции личностых и этносоциокультутных, т.е. средовых детерминант, предопределяющих тот или иной исход разнообразных "соприкосновений" человека со средой. В основе семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации лежит представление о тексте как единице коммуникации, представляющей собой иерархию коммуникативно-познавательных программ, цементируемую общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению. На искусстве выделения таких коммуникативно-познавательных программ (структур) строится метод мотивационно-целевого, или интенционального, анализа. Разработана и технология  выделения мотивационно-целевых структур восприятия текста, отражающих особенности "преломления" текста в сознании человека. Эта технология основана на анализе особенностей интерпретирования им воспринятого текста. Сопоставление данных первого и второго уровней: исходной, объективно существующей структуры конкретного текста — со структурой восприятия этого же текста респондентом — позволяет определить, понял ли человек подлинные мотивы  и цели (интенциональность)  коммуникатора,  различает ли в содержании текста главное и второстепенное, запомнил ли его основные "логические и эмоциональные узлы" (речь  не идет о согласии или несогласии с авторской позицией — только о понимании). Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации авторских коммуникативных интенций воспринимающей стороной, причем этот феномен связывается не с врожденными качествами личности, а с особой формой тренированности человека, или — с его коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика,  поддаются корректировке. Задача совершенствования коммуникативных навыков личности социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем. Т.З. Адамьянц

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me