Измерение (в Социологии)

Процедура,  при помощи к-рой объекты  исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирич. систему, отображаются в нек-рую математич. систему с соответствующими отношениями между ее элементами. В качестве объектов И. могут выступать любые интересующие социолога объекты — индивиды,  производственные коллективы,  условия труда,  быта и т. д. При И. каждому объекту приписывается определенный элемент  используемой математич. системы. В социологич. практике чаще всего используются числовые математич. системы, т. е. такие, элементами к-рых являются действительные числа (отношения между ними, задействованные в процессе  И., могут быть различными). Однако возможно использование нечисловых систем: частично упорядоченных множеств. графов, матриц и т. д. В отношения, моделируемые при И., объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина  "измерение  объектов" часто используется термин "измерение свойств объектов". В процессе познания И. есть связующее звено между соц. объектом и его математич. представлением. Теория,  методология  и практика  И. — неотъемлемая составная часть человеч. познания. Говоря о развитии любой науки, нельзя не говорить о развитии измерения. Понятие  И. является естественным продуктом процесса развития представлений об И. как общенаучн. понятии. Совокупность  представлений об И. вряд ли можно назвать новой наукой. Однако совершенно ясно и то, что она еще не оформилась в единую систему. В изложении и толковании соответствующих теоретич. концепций проблемы И. наблюдается теоретич. и "прикладная" пестрота. Возможности и пределы И. в изучении различн. по своей природе явлений и процессов оцениваются в научн. кругах по-разному. Хорошо известно, что арифметика родилась из счета, а геометрия — из И. Вопросы И. были важным элементом протонаучн. воззрений древних египтян. В Древней Греции формируется уже проблематика  И., напр., впервые появляется теоретически важное представление о соизмеримых отрезках. Впоследствии это представление переросло в более общее понятие о соизмеримых и несоизмеримых величинах, для к-рого определяющей стала идея общей меры, т. е. такой величины, к-рая имеет ту же природу, что и сравниваемые величины, и к-рая содержится целое число раз в каждой из них. Естественно, что возникновение представлений о соизмеримости и несоизмеримости оказалось неотделимым от развития понятия о числе: для И. величин в общем случае требуются только натуральные и даже не только рациональные, но и иррациональные числа. Основные проблемы теории И. в математике были разрешены в рамках созданной А. Лебегом (конец XIX в.) аксиоматич. теории меры, в к-рой на одном полюсе находится И. длины отрезка, а на другом — И. шансов того или иного исхода в неконтролируемом процессе, т. е. И. вероятностей. Представления А.Лебега используются во многих науках.  То, что теорию вероятностей, оказывается, можно трактовать как часть абстрактной теории меры, создает предпосылки для логич. обоснования применений теории вероятностей (и базирующейся на ее рез-тах математич. статистики) ко многим научн. областям, в т.ч. к социологии. Однако подобными представлениями проблема  И. в социологии отнюдь не решается. В частности, прежде чем применять теорию меры к совокупностям значений величин случайных (см.), необходимо решить вопрос о том, как эти величины получить, как измерить признаки, интересующие социолога. Теория А. Лебега ответов на такие вопросы не дает. Дело в том, что в соответствии с его подходом И. понимается как процесс соотнесения эмпирич. объектов с числами при помощи единиц И. Такое представление об И., сложившееся в рамках естественных наук, можно назвать классическим. Соответствующий подход  активно развивается и в наше время,  в основном в работах  по метрологии. Работающие в русле этого подхода авторы (напр., Н.Н. Тюрин, М.Ф. Маликов) считают, что в И. определяется отношение  одной (измеряемой) величины к др. однородной величине (принимаемой за единицу И.), это отношение выражается числом (независимым значением  измеряемой величины). Филос. проблемы классич. подхода наиболее полно представлены в работах Н.Р. Кемпбелла. Вполне очевидные сложности задания единицы И. при изучении соц. характеристик обусловливают неадекватность классич. подхода потребностям соц. наук. Тот подход к пониманию И., к-рый в настоящее время находит наиболее широкое практич. применение в социологии, начал формироваться на рубеже XIX-XX вв. Его возникновение было обусловлено как раз потребностями обществ. наук, к-рые именно к этому времени достигли уровня, когда дальнейшее интенсивное  их развитие  без использования формальных моделей изучаемых процессов или явлений стало немыслимым. Естественным следствием этого стал пристальный интерес  к проблеме И., успешное решение  к-рой является необходимым для эффективного использования любого математич. формализма. Непригодность классич. подхода для И. в обществ. науках обусловила расширение этого понятия, вследствие чего под И. стал пониматься способ приписывания чисел объектам независимо от того, использовалась ли при этом единица И. В основе такого подхода лежит предположение о существовании изоморфизма (гомоморфизма) между эмпирич. и числовыми системами с отношениями. Очевидно, классич. понимание  И. не противоречит такому подходу и может рассматриваться как частный случай  последнего.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me