ТЕННИС

Теннис (Tonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг,- 11.04.1936, Киль) — немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Немецкого социологического общества и его президент (1909-1933), сооснователь и президент Гоббсовского общества (Societas Hobbesiana). С 1909-экстраординарный профессор, с 1913 — ординарный профессор Кильского университета, где продолжал читать лекции вплоть до отставки нацистами (1933).

На формирование взглядов Тенниса оказали значительное влияние политическая философия Гоббса, иррационалистическая философия Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, а также взгляды основоположников марксизма. Им написаны биографии Гоббса и Маркса. Социология Тенниса — один из первых опытов построения системы формальных, "чистых" категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Теннис подразделяет социологию на "общую" и "специальную". Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на "чистую" (теоретическую), "прикладную" и "эмпирическую" (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису, тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии "взаимоутверждения". В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен термин "волюнтаризм" для обозначения соответствующих философских учений). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках "чистой" социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет подлинно социальной связи.

Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде "Община и общество" (1887). Теннис различает "волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля". Первый тип воли Т. называет "сущностной", второй — "избирательной" волей. Сущностная воля является "психологическим эквивалентом тела". Поэтому все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествуют бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их в систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная — в формах "умышленности" (свободного поведения вообще), "произволения" (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).

Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый "аппарат", содержащийся в людских головах и называемый "устремлением". Все типы и формы воли находят выражение в некоторой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли. Отсюда — основная типология социальности у Тенниса: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Теннис называет "самость", т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя другое, меньшие органические единства или, соотносясь с другими, равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать ч дети, братья и сестры, отец (это различные виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек-самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, которые составляют ее преходящую материю. В этом качестве она является предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям "общинного" ("сообщностного") типа относятся соседство и дружба.

Субъект избирательной воли — "лицо" (что предполагает формально-юридические понятия). Единство "самости" обеспечено ее внутренне необходимым самоопределением. "Лицо" есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель "индивидуального лица" — отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств — отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними.

Множество лиц способно составить систему и конституировать "фиктивное лицо", представленное собранием или опять-таки отдельным индивидом. Если "общинные" отношения предполагают "высшую самость", то "общественные" — "искусственное лицо". Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о "владении", "земле", "территории", "семейном праве"; во втором (обществе) — об "имуществе", "деньгах", "обязательственном" (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса (Статуса социального концепции) и контракта (договора). Эти оппозиции дают Теннису возможность не только построить разветвленную систему "чистых" социологических категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл исторических изменений, что стало задачей второй части его "специальной социологии" — прикладной социологии.

Основная идея Тенниса состояла в том, что социальность преимущественно "общинная" в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно "общественной". Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Теннис усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получалась очень подробная схема, в которой, например, отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства — подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (например, группы могли делиться на естественные, душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Тенниса — "Введение в социологию" (1931). Теннис был широко известен и как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических обследований. Но в истории социологии он остался прежде всего как автор "Общины и общества", оказавшей значительное влияние не только на немецкую, но и на всю западную социологию.

Соч.: I) Общение и общество//3омбарт В. Социология Л., б. г. С. 59-66. 2) Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920. 3) Einfuhrung in die Soziologie. Stuttg., 1965. 4) Soziologische Studien und Kritiken. Jena. 1923-1929. 5) Studien zur Philosophie und Gesellschaftslehre im 17 Jahrhundert. Stuttg., 1972.

Источник: Социологический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Теннис — I Те́ннис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами. Большая советская энциклопедия
  2. теннис — -а, м. Спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток через низкую сетку от одного игрока к другому; лаун-теннис. ◊ - настольный теннис [англ. tennis] Малый академический словарь
  3. ТЕННИС — ТЕННИС (Теннис) (Tönnies) Фердинанд (26 июля 1855, Рип, близ Ольденсворта – 11 апреля 1936, Киль) – немецкий социолог. Читал лекции в университете в Киле в 1881–1933 до отстранения от должности нацистами. Новая философская энциклопедия
  4. теннис — орф. теннис, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. теннис — Те́ннис/. Морфемно-орфографический словарь
  6. теннис — ТЕННИС Спортивная игра с мячом и ракетками на площадке (корте) с сеткой (высотой 91 см) посередине, в которой участвуют 2 или 4 спортсмена. Игроки стремятся послать мяч через сетку так, чтобы соперник не смог правильно отразить его. - настольный теннис. Словарь спортивных терминов
  7. теннис — теннис , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. теннис — Заимств. в начале XX в. из англ. яз., где оно — из lawn-tennis, сложения lawn «лужайка, газон» и tennis < франц. tenez! (междометия, употребляющегося при броске мяча, буквальное значение — «держи!»). Этимологический словарь Шанского
  9. теннис — ТЕННИС [тэ], а, м. Парная спортивная игра маленьким мячом, к-рый перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. Играть в т. Соревнования по теннису. Настольный т. (пинг-понг). | прил. теннисный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. ТЕННИС — ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) — немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете... Новейший философский словарь
  11. теннис — ТЕННИС [тэ], -а; м. [англ. tennis] Парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток от одного игрока к другому через низкую сетку, разделяющую корт; лаун-теннис. Играть в т. Площадка для тенниса. Чемпионат по теннису. Толковый словарь Кузнецова
  12. теннис — [англ. lawn tennis] – спортивная игра маленьким мячом на специально устроенной площадке (корте), разделённой сеткой; мяч отбивается ракеткой; число игроков 2 или 4; настольный теннис – см. пинг-понг. Большой словарь иностранных слов
  13. ТЕННИС — ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) — немецкий социолог. В работе "Общность и общество" (1887) рассматривал общественные отношения как волевые; в общности господствуют инстинкты, чувство, органичные отношения; в обществе — расчетливый разум... Большой энциклопедический словарь
  14. теннис — теннис м. 1. Спортивная игра, проходящая на корте и заключающаяся в перебрасывании при помощи ракеток маленького мяча от одного игрока к другому через низко натянутую сетку. 2. Соответствующий вид спорта. Толковый словарь Ефремовой
  15. теннис — те́ннис Из англ. tennis – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. теннис — Т’ЕННИС [тэнис], тенниса, мн. нет, ·муж. (спорт.). 1. То же, что лаун-теннис. 2. Место, где играют в эту игру (·разг. ). Пойти на теннис. • Настольный теннис (спорт.) — то же, что пинг-понг. Толковый словарь Ушакова