Фёдоров Леонид Иванович

(4 ноября 1879, Петербург, — 7 марта 1935, Вятка). Дед был крепостным, отец — поваром, держал ресторан; мать — гречанка, художница. В 14-летнем возрасте прочёл Библию, сочинения И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, читал труды В.C. Соловьёва, в частности его книгу "Великий спор и христианская политика", посвящённую проблемам католицизма. Окончив гимназию (с золотой медалью), в 1901 поступил в Петербургскую духовную академию, стал одним из лучших её учеников (был известен под прозвищем "католик"). В 1902 оставил академию, в Риме принял католичество, был представлен папе Льву XIII, который направил его в семинарию "Leonianum" в Ананьи. В 1907 получил учёную степень бакалавра богословия, перешёл в коллегию Propagande на 3-й курс богословия; принял участие в Велиградском съезде богословов в Моравии под именем Теодора Леонини (целью съездов являлось сближение католической и православной религий). В 1908, вынужденный прекратить занятия в коллегии, так как в Русском посольстве ему дали понять, что если он "дальше будет учиться в "иезуитском" учреждении, то ему запретят возвратиться в Россию" (см.: Диакон Василий ЧСВ, Леонид Фёдоров. Жизнь и деятельность, Рим, 1966, с. 75), поступил во Фрайбургский университет (им владели доминиканцы) под именем американца Антонио Кремони и в 1909 его закончил. Совершил в 1910 — 14 четыре поездки в Россию. В 1911 в Константинополе болгарский католический епископ Восточного обряда Михаил Миров рукоположил его в священники. В 1913 стал монахом, при постриге ему дали монашеское имя Леонтия. В 1914, по возвращении в Петроград, его арестовали и сослали в Тобольск (как агента митрополита А. Шептицкого и шпиона). После Февральской революции 1917 был освобождён. Своим представителем, за исключением Малороссии и Белоруссии, митрополит А. Шептицкий назначил Федорова. Временное правительство пригласило его как представителя Восточного обряда в комиссию по делам Католической церкви в России, а 1 октября легализовало Грекославянский обряд Католической церкви. "Мы думали, что вздохнём свободно, но 25 октября всё полетело вверх дном и мы остались при разбитом корыте. ...С большевиками, конечно, ни в какие отношения не вступать", — писал Федоров в одном из писем Шептицкому (см. там же, с. 344). Из его донесений Шептицкому в конце 1917 — начале 1918: "Каждый день десятки людей падают от истощения на улицах и погибают голодной смертью. Царствуют голодный тиф и сыпной. Нищета доходит до крайних пределов"; "...полная анархия, грубый произвол "власти", голод, грабёж наглый и открытый... отчаянный тупик, из которого нет выхода... Каждую минуту кто угодно может быть арестован, посажен в тюрьму и ограблен. Жаловаться некому, так как "буржуи" вне закона" (там же, с. 346). В начале 1918 Федорову удалось образовать "Русско-католическое братство святого Иоанна Златоуста". С католическим митрополитом Э. Роопом у него установились самые лучшие отношения. Благожелательное отношение патриарха Тихона к католикам привело к дружеским отношениям между ним и Федоровым. Оба занимали единую позицию перед лицом "дьявольских козней" Советского правительства. Федоров писал: "Метод, применяемый советской властью для "проведения своих идей", представляет из себя сплошное насилие над совестью. Все приёмы царского режима кажутся верхом свободы в сравнении с тем, что мы испытали на самих себе. Под предлогом "диктатуры пролетариата" они выдвигают такой лозунг "Мы не можем дать свободы буржуям до тех пор, пока пролетарий не окреп и культурно не стал на ноги"... Уничтожая богословскую литературу и тиранически стесняя всякую деятельность духовенства, большевики спасают этот пролетариат от "духовного гнёта и обмана", иначе бедные рабочие не смогут сами преодолеть "религиозные суеверия и предрассудки"... Поэтому все большевистские законы, в которых громко возвещаются религиозные свободы, сталкиваясь с "диктатурой пролетариата", терпят крушение. Большевики не преследуют церковь, а только мешают ей распространять "контрреволюцию", "ложь", "обман", "суеверия" и портить пролетарских детей..." (там же, с. 505-06). На судебном процессе католических деятелей в марте 1923 по обвинению в противодействии исполнительной власти изъятию церковных ценностей и контрреволюционной агитации был приговорён Верховного судом РСФСР к 10 годам тюремного заключения. С 1933 жил в Вятке. Литература: Николаев Н.Н., Восточный обряд, Париж, 1950; Винтер Э., Политика Ватикана в отношении СССР, пер. с нем., М., 1977. М.Е. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me