ШАКТИ

ШАКТИ (санскр. śakti, от глагольного корня śak – мочь, быть способным) – «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти – супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА],где основой мира выступает высший Брахман [БРАХМАН],с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии – майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ]в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пассивное созерцание – «пракаша», тогда как Шакти представляет активный, динамичный аспект сознания – «вимарша», т.е. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) – Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива – та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма [ТАНТРИЗМ]с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре – Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась – богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали или Дурги; такие варианты тантризма известны как «шактизм» (шакта-сиддханта).

Литература:

1. Padoux A. L’Énergie de la Parole. P., 1980;

2. Silbum L. La Kundalini ou l’énergie des profondeurs. P., 1983;

3. Idem. Hymnes aux Kālī. La Roue des énergies divines. P., 1995;

4. Mackenzie Brown C. The Triumph of the Goddess. Albany, 1990;

5. Cobum T.B. Encountering the Goddess. Albany, 1991.

H.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ШАКТИ — Божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен... Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. шакти — орф. шакти, нескл., ж. Орфографический словарь Лопатина
  3. Шакти — Сила, энергия; усилие; Божественная сила становления; (очевидный) кажущийся динамический аспект вечного бытия; Абсолютная сила или космическая энергия. Йога и веданта. Словарь терминов
  4. ШАКТИ — (др.-инд. ςakti, «сила») в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип... Мифологическая энциклопедия
  5. Шакти — (санскрит. Çakti — сила, могущество) — в индийской позднейшей мифологии воплощение и олицетворение творческой или разрушительной способности того или другого божества, преимущественно Шивы, в виде парного ему божества женского пола, богини-супруги. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. шакти — (Санскр.) Активная женская энергия богов; в народном Индуизме — из жены и богини; в Оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенная Энергия. Теософский словарь
  7. Шакти — (санскр. — мощь, сила), в индийской философии божественная сила, энергия, с помощью которой творится мир. Выступает как в персонифицированной, так и безличной ипостасях. Особенно известна Шакти как жена Шивы, мать мира, высшая творческая сила в ее Краткий религиозный словарь
  8. ШАКТИ — ШАКТИ (санскр. — сила, энергия) — понятие индийской религии, женское творчески-энергетическое начало; шактизм (почитание Шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где Шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви, Дурги, Кали). Большой энциклопедический словарь