ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio – передача, предание) – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т.д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал [РИТУАЛ]), символических текстов и знаков (см. Символ веры [СИМВОЛЫ ВЕРЫ], Символы культуры). Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства [СОВЕРШЕНСТВО]будущего (как у П.А.Флоренского [ФЛОРЕНСКИЙ], предпочитающего говорить о «древности»). Но только в т.н. примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К..Маркс), регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальный масштаб и характер.

Природа традиции противоречива, что, естественно, порождает крайности в ее восприятии и оценке. С одной стороны, традиция выглядит как апология и консервация прошлого, символ неизменности, а порой – синоним отставания и «отсталости». Подобная эмоционально-негативная характеристика и оценка традиции, безусловно, имеет под собой объективное основание. Она обусловлена свойственной традиции нерефлектирующей приверженностью к прошлому (К.Мангейм), мифологизацией действительности и культовой психологией (Э.Кассирер [КАССИРЕР]), недоверием к креативной деятельности и недооценкой индивидуальности субъекта действия и т.д. С другой стороны, традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности [ИДЕНТИЧНОСТЬ]человека, группы или целого социума. Как только идентичность сформировалась, она приобретает черты и статус традиции, что побуждает некоторых современных авторов говорить о тождественности этих понятий. Утрата или ослабление традиции нередко воспринимается и переживается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», амнезия исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Существование таких вневременных истин, как «возвращение к истокам» или «новое – хорошо забытое старое», лишь подтверждает важность и актуальность проблемы интерпретации традиции, источника ее витальной силы.

Признавая правомерность противопоставления традиции инновациям [ИННОВАЦИИсовременности [СОВРЕМЕННОСТЬ], следует проявлять большую осторожность в истолковании данной антитезы. Это возможно, если проблему наследия, или традиции, рассматривать в контексте более общего понятия развития [РАЗВИТИЕ]. При таком подходе любая традиция становится равноправным участником процесса развития, диалога «нового» со «старым», обеспечивая не только момент преемственности, но и жизненной полноты, богатства самого процесса изменения и обновления действительности. Современный аналитический подход к проблеме традиции преодолевает тенденцию свести ее к «косным и отжившим элементам прошлого», делая акцент на изучении исторической динамики и судьбы культурного наследия и культурной самобытности. Проекция будущего немыслима без «тени», которую отбрасывает традиция. С этим понятием ассоциируется не только «застой», но и «возрождение», сообщающее старым образцам и ценностям новый жизненный смысл.

Вместе с тем традиция может выступить в качестве консервативной, ретроградной силы на пути становления новых, более прогрессивных форм и норм жизни. Коснеющая и застывающая в своей «неизменности» традиция может стать в позицию «сознательного консерватизма», даже архаизма, и тем самым превратиться в традиционализм [ТРАДИЦИОНАЛИЗМ], когда отстаиваются не ценности какой-то конкретной традиции, а сам принцип неизменности и неизменяемости. Живое противоречие «традиция–инновация» проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе как доказав свою органичность и укорененность в культуре. Практика показывает, что модернизация идет успешнее там, где считаются с традициями реформируемого общества, а, в свою очередь, традиции сохраняют свою жизненную силу, отвечая на потребности времени и врастая в новые формы жизнеустройства, т.е. обновляясь. Крушение той или иной традиции связано не только с осознанием стеснительности ее рамок, но и с открытием новых возможностей и перспектив в развитии (общественной жизни, науки, искусства и т.д.).

Велика роль и значение традиции в научном (см. Традиция в науке [ТРАДИЦИИ В НАУКЕ]) и художественном творчестве. Термин «традиция» широко используется в характеристике и оценке эстетической и культурной значимости искусства целых эпох, направлений и отдельных художников, внесших особый вклад в сокровищницу мировой культуры, создавших уникальные образцы – памятники искусства. Если верно, что без прошлого нет будущего, то истинное новаторство возможно лишь на основе сохранения традиций, их творческого продолжения и развития. Это справедливо как для искусства, так и для исторического творчества вообще.

Литература:

1. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974;

2. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976;

3. Ерасов В.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982;

4. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990;

5. Традиции и обновление. Диалог мировоззрений, ч. 1–2. Нижний Новгород, 1995.

В.И.Толстых

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Традиция — (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени... Большая советская энциклопедия
  2. традиция — -и, ж. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. Традиции русского флота. Революционные традиции пролетариата. Ломка традиций. □ [Сенатор] свято хранил традиции шестидесятых годов. Малый академический словарь
  3. ТРАДИЦИЯ — ТРАДИЦИЯ — англ. tradition; нем. Tradition. 1. Элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соц. группах в течение длительного времени. Т. охватывает объекты соц. Социологический словарь
  4. традиция — орф. традиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. традиция — Тради́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Традиция — Или Предание (Масорет) Нормы поведения, принятые в обществе и переходящие из поколения в поколение. Вся Устная Тора*, переданная нам через многие поколения, тоже Называется "масорет", и сказано в трактате Авот: "Традиция — ограждение Торы". Энциклопедия иудаизма
  7. традиция — ТРАДИЦИЯ и, ж. tradition f. < лат. traditio передача, предание. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение опыт, практика в какой-л. области общественной жизни, действительности и т. п. Национальные традиции. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Традиция — (англ. tradition), в американской терминологии — последовательность культур или стилей керамики, каждая из которых развивается из предшествующей. Археологический словарь
  9. Традиция — ТРАДИЦИЯ (лат. tradere — передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. Словарь литературных терминов
  10. традиция — Трад’иция — см. предание. Библейский словарь Вихлянцева
  11. традиция — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? традиции, чему? традиции, (вижу) что? традицию, чем? традицией, о чём? о традиции; мн. что? традиции, (нет) чего? традиций, чему? традициям, (вижу) что? традиции, чем? традициями, о чём? о традициях... Толковый словарь Дмитриева
  12. традиция — Благородная, благотворная, блестящая, блистательная, богатая, вековая, великая, великолепная, вечная, вольнолюбивая, вредная, высокая, героическая, глубокая, давняя, дедовская, добрая, долголетняя, древняя, живая, животворная, заведенная, завидная... Словарь эпитетов русского языка
  13. традиция — ТРАДИЦИЯ, и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции. Толковый словарь Ожегова
  14. ТРАДИЦИЯ — ТРАДИЦИЯ (лат. traditio — передача, придание) — универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи... Новейший философский словарь
  15. традиция — ТРАД’ИЦИЯ, традиции, ·жен. (·лат. traditio, ·букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Толковый словарь Ушакова
  16. традиция — ТРАДИЦИЯ -и; ж. [от лат. traditio — передача] 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. Традиции русского флота. Национальные традиции. Ломка традиций. Сохранять, хранить традиции. Толковый словарь Кузнецова
  17. традиция — ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые. Толковый словарь Даля
  18. Традиция — (передача) (traditio) — установление фактического господства над вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового, приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что для приобретения вещного права, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Традиция — (лат. tradition – передача) – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени. Словарь по культурологии
  20. традиция — Традиции, ж. [латин. traditio, букв. передача]. 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Большой словарь иностранных слов
  21. ТРАДИЦИЯ — ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Большой энциклопедический словарь
  22. традиция — традиция ж. см. традиции Толковый словарь Ефремовой