СПЕНСЕР

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27 апреля 1820, Дерби – 8 декабря 1903, Брайтон) – английский философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. В отличие от Дж.С.Милля Спенсер не был философом логического склада. Его основной целью было создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности. Однако он успел осуществить лишь часть своего замысла, опубликовав «Основания психологии», «Основания биологии» и «Основания социологии». Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя неоднократно приглашался различными университетами; отказывался он и от членства в Британском королевском обществе. До начала 1840-х гг. работал в качестве дорожного инженера и, лишь переехав в Лондон, занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Ч.Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал т.н. закон прогресса, предвосхищавший идею эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как биологическое подтверждение своего закона.

Спенсер испытал определенное влияние позитивизма О.Конта, с которым встречался во время поездок во Францию. Но это влияние было незначительным и Спенсер даже высказал свое критическое отношение к французскому философу в эссе «О причинах разногласия с философией Конта» (Собр. соч. в 7 т., т. 2. СПб., 1899). Главным философским произведением Спенсера является книга «Основные начала» (First Principles, 1862; рус. пер. СПб., 1897), в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть). Ему принадлежат работы по проблемам образования, политической философии и вышедшая посмертно двухтомная автобиография. Спенсер занимал политически активную позицию, был противником англо-бурской войны 1899–1902, отношение к которой поляризовало английское общество того времени.

Философия в понимании Спенсера занимается феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены нашими познавательными способностями, но они суть проявления в сознании (mind) бесконечного, безусловного, не данного в познавательном опыте. «Любая история чего-либо, – писал Спенсер, – должна включать свое появление из невоспринимаемого и исчезновение в невоспринимаемое» (Основные начала, с. 241). Наличие Непознаваемого свидетельствует, что первые причины всего происходящего недоступны интеллекту. Разница между подходом философии и науки, по Спенсеру, чисто количественная, зависящая от степени обобщения ими феноменальных данных. Все знание он делит, во-первых, на знание необъединенное (это в основном обыденное знание); во-вторых, на знание частично объединенное, т.е. знание научное. Оно расширяет и систематизирует факты обыденного опыта и является средством приспособления человека к внешней среде. Полностью объединенным знанием оказывается философия. Она подразделяется на общую философию и философию специальную. Первая служит прояснению главных понятий, то есть осуществляет концептуальный анализ (этой части философии и посвящены «Основные начала»). Вторая согласует эти понятия с опытными данными, т.е. осуществляет интерпретацию понятий.

В эпистемологии Спенсера своеобразно примиряются эмпиризм с априоризмом. Спенсер признает значение имплицитно принимаемых предпосылок всякого знания, представляющих собой концентрацию человеческого опыта; эти предпосылки по отношению к каждому отдельному человеку выступают как относительно априорные. В целом для Спенсера познание является процедурой выявления сходных признаков явлений и отбрасывания несходных. Т.о., в познавательном процессе мы имеем дело с отношениями между явлениями. В соответствии с контовским делением на «статику» и «динамику» Спенсер выделяет, во-первых, отношения сосуществования, и во-вторых, отношения последовательности. Статика предполагает идею пространства, которая извлекается из понятия материи как способности оказывать сопротивление давлению; само же понятие материи предполагает понятие силы как своей основы. Динамика имеет дело с понятием времени, которое, в свою очередь, извлечено из понятия силы. Поэтому главным законом научного знания Спенсер объявляет закон постоянства силы. Он относится к числу недоказуемых. Примеры силового взаимодействия в мире суть проявления абсолютной силы, которая недоступна нашему познанию. За относительным у Спенсера всегда скрывается нечто безотносительное.

Идея Непознаваемого рассматривается в контексте проблемы взаимоотношения науки и религии. Спенсер критикует разновидности традиционного теизма. В противовес им он предлагает следующий подход. Во-первых, если начать с религии, то тогда придется принять гипотезу первопричины – бесконечной и абсолютной, но в то же время непознаваемой. Это и будет религиозное представление о силе. Во-вторых, если начать с науки, то обнаружится, что она не может разрешить многие загадки природы, докопаться до их первых причин. В конечном итоге в науке мы так же приходим к факту непознаваемости силы. Т.о., наука и религия не только не противоречат друг другу, но и в конце концов приводят к одному и тому же – идее Непознаваемого. Спенсер – один из первых в Великобритании представителей религиозного агностицизма. В этой связи объяснимо его неприятие контовской религии человечества и связанных с ней культовых элементов.

Согласно Спенсеру, для синтеза всякого знания явлений необходимо найти универсальный закон взаимосвязи материи и движения, изменения степени организованности материи. Такой закон должен выводиться из постоянства существующей в мире силы. Это и будет общий закон эволюции. Спенсеровская формула эволюционного процесса гласит: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее этому рассеивание движения, в процессе чего материя переходит из состояния относительной неопределенности, несвязанной однородности – к относительно определенной согласованной разнородности; и при этом сохранившееся движение испытывает параллельную трансформацию» (First Principles, Ν. Υ., 1880, p. 343). Процесс эволюции направлен в сторону достижения равновесия сил. Но затем наступает новая стадия нарушения равновесия. Прогресс как таковой предполагает всеобщую дифференциацию, усиление структурной организованности, ритмичность всех процессов в природе и обществе.

В опубликованных работах Спенсер в основном осветил вопросы органической эволюции, которым посвящены его обобщающие исследования в области биологии, психологии, социологии. Он считал, что после Дарвина биология оттеснила физику и математику, став ведущей и образцовой наукой. На общество Спенсер переносит многие положения биологической теории эволюции, развивая точку зрения социал-дарвинизма. Его методологический подход к общественным процессам является структурно-функциональным. Социолог, по Спенсеру, на основе знания структурных и функциональных характеристик обнаруживает в обществе инвариантные последовательности процессов, что дает возможность вероятностного предвидения событий.

В социальной философии Спенсер использует организмическую аналогию для характеристики политического общества. Правда, это не означает, что он, подобно холистам (напр., английским абсолютным идеалистам), считает, будто государство как таковое важнее своих элементов. Именно государство призвано служить составляющим его гражданам, а не наоборот. В поздний период он даже (сближаясь с анархизмом) говорил, что в индустриальном обществе индивид первичен, а государство – вторично и не является чем-то абсолютно необходимым. Социальная динамика означает прогрессивный переход от однородности к разнородности, то есть к большей дифференциации. Максимально дифференцированные общества обладают лучшими возможностями эволюционного приспособления. И это будут общества индустриального типа, основанные на позитивном знании. В индустриальном обществе социально-классовые антагонизмы будут ослабляться.

Спенсер отдавал предпочтение утилитаристской этике, однако при этом он не считал утилитаризм личным изобретением И.Бентама. Утилитаристская этика для него – продукт длительного эволюционного развития в области человеческой морали. Существует взаимосвязь биологической и моральной эволюции. Утилитаризм Спенсера предполагает ориентацию на некоторые не выводимые из опыта моральные принципы. Учение Спенсера – важная страница в истории позитивистского движения. Однако в нач. 20 в. Спенсер теряет популярность как в среде ученых, так и философов и общественных деятелей. Отдельные идеи (напр., понимание эволюции, структурно-функциональный подход к обществу или теория равновесия) время от времени привлекают внимание специалистов в разных областях, в частности, представителей системного подхода или эволюционной эпистемологии.

Сочинения:

1. Works, v. 1–18. L., 1910;

2. Собр. соч., т. 1–7. СПб., 1866–1869;

3. Соч., т. 1–7. СПб., 1898–1900;

4. Автобиография. СПб., 1914.

Литература:

1.  Гаупп О. Спенсер. СПб., 1898;

2. Соколова С. Критика этики Спенсера. СПб., 1905;

3. Bowne B. The Philosophy of Herbert Spencer. N. Y., 1874;

4. Schwarze R. Herbert Spencer. N. Y. – Lpz., 1909;

5. Elliot H.S.R. Herbert Spencer. L., 1917.

А.Ф.Грязнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Спенсер — I Спе́нсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников Позитивизма. Большая советская энциклопедия
  2. СПЕНСЕР — 1. (Spencer), Болдуин (23.VI.1860 — 14.VII.1929) — биолог и этнограф. Англичанин по происхождению. По окончании Оксфордского ун-та (1884) переселился в Австралию. В 1887-1919 — проф. Мельбурнского ун-та. С 1894 вел полевые исследования в Центр. и Сев. Советская историческая энциклопедия
  3. Спенсер — Залив в Юж. Австралии. Открыл в 1802 г. англ, мореплаватель М. Флиндерс и назвал в честь Джорджа Спенсера (Spencer, 1758-1834), который в то время был первым лордом Адмиралтейства. Топонимический словарь
  4. спенсер — орф. спенсер, -а (жилет) Орфографический словарь Лопатина
  5. спенсер — СПЕНЗЕР а, м. СПЕНСЕР а, м. spencer, нем. Spencer <�англ. spencer, по имени Д. Спенсера ( Spencer, 1758-1834), носившего такую куртку. БАС-1. 1. Корсаж со шнуровкой. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Спенсер — Маленькая короткая курточка, пришедшая из англии во францию; названа по имени лорда спенсера. существует анекдот, что он как-то задремал у камина в ресторане и прожег фалды фрака. недолго думая, он отрезал фалды, и получилась курточка. Энциклопедия моды и одежды
  7. СПЕНСЕР — СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903) — британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Новейший философский словарь
  8. спенсер — СП’ЕНСЕР, спенсера, ·муж. (·англ. spencer) (·старин. ). Род короткой куртки. «Сидит у окна в зеленом бархатном спенсере.» Лесков. Толковый словарь Ушакова
  9. спенсер — Спенсера, м. [англ. spencer] (старин.). Род короткой куртки. Большой словарь иностранных слов
  10. СПЕНСЕР — СПЕНСЕР (Spencer) — залив Индийского ок., у южного берега Австралии, между полустровами Эйр и Йорк. Длина 330 км, ширина у входа ок. 80 км, глубина до 64 м. Приливы неправильные суточные (до 3,6 м). Крупный порт — Порт-Пири. Большой энциклопедический словарь
  11. спенсер — спе́нсер "род короткой куртки, также дамский корсаж", диал. спе́нзерь "короткая кофта", олонецк. (Кулик.), спе́нзель – то же, арханг. (Подв.). Из нем. Sреnсеr или англ. sреnсеr "куртка, короткий сюртук", по фам. лорда Спенсера, который ввел в обиход этот вид одежды; см. Чемберс 482. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. спенсер — спенсер м. устар. 1. Корсаж со шнуровкой. 2. Короткая облегающая куртка. Толковый словарь Ефремовой