СОЛИПСИЗМ

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus – единственный и ipse – сам) – философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта. Точка зрения солипсизма выражает логику той субъектоцентристской установки, которая была принята в классической западной философии Нового времени после Декарта (см. Субъективное [СУБЪЕКТИВНОЕ], Теория познания, Я). Вместе с тем явное противоречие позиции с фактами обыденного здравого смысла и постулатами научного познания не позволяло большинству философов, придерживавшихся субъектоцентристской установки, делать выводы в духе солипсизма. Так, Декарт, выдвинувший тезис о том, что единственной самоочевидной истиной является утверждение «Я мыслю, следовательно, существую», с помощью онтологического доказательства утверждал существование Бога, который не может быть обманщиком и поэтому гарантирует реальность внешнего мира и других людей. Беркли, отождествляющий физические вещи с совокупностью ощущений, считал, что непрерывность существования вещей, т.е. невозможность их исчезновения тогда, когда они никем не воспринимаются, обеспечивается их постоянным восприятием Богом. С точки зрения Юма, хотя чисто теоретически невозможно доказать существование внешнего мира и других людей, необходимо верить в их реальность, ибо без такой веры практическая жизнь и познание невозможны. Согласно Канту, опыт является конструкцией Я. Но это не эмпирическое Я, а Я трансцендентальное, в котором в сущности стирается различие между мною и другими. Что касается Я эмпирического индивида, то его внутренний опыт (осознание состояний собственного сознания) предполагает опыт внешний (сознание независимых от индивидуального Я физических предметов и объективных событий).

Существует два способа понимания смысла солипсизма. Согласно первому, утверждение в качестве единственно реального моего личного опыта влечет также утверждение Я, которому этот опыт принадлежит. Такое понимание совместимо с тезисами Декарта и Беркли. Согласно другому пониманию, хотя единственно несомненным является мой личный опыт, не существует того Я, к которому этот опыт относится, ибо Я – не что иное, как совокупность элементов этого же опыта. Парадоксальность такого понимания солипсизма хорошо выразил Л.Витгенштейн в «Логико-философском трактате», связав это понимание, правда, не с несомненной данностью моего чувственного опыта в виде ощущений (как это было у Юма и Маха), а с данностью мне моего языка и фактов описываемых этим языком. С одной стороны, подчеркивает Витгенштейн, я есть мой мир, с другой стороны, «субъект не принадлежит миру, а представляет собой некую границу мира» (Витгенштейн Л. Философские работы, ч. 1. М., 1994, с. 56). «То, что солипсизм подразумевает, совершенно правильно, – считает он, – только это не может быть сказано, но оно обнаруживает себя» (там же). Поэтому «...строго проведенный солипсизм совпадает с чистым реализмом. «Я» солипсизма сжимается до непротяженной точки, остается же соотнесенная с ним реальность» (там же, с. 57). В действительности последовательно проведенная точка зрения солипсизма, отождествляющая с реальным только то, что непосредственно дано в моем опыте, не позволяет считать реальными даже прошлые факты моего сознания, т.е. делает невозможным также и непрерывность моего сознания (см. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 208–214).

Некоторые представители современной когнитивной психологии (Дж.Фодор и др.) считают, что т.н. методологический солипсизм должен быть главной стратегией исследований в этой науке. Имеется в виду точка зрения, согласно которой изучение психологических процессов предполагает их анализ вне отношения к событиям внешнего мира и другим людям. Это, конечно, не солипсизм в его классическом философском понимании, ибо не отрицается существование внешнего мира, а психические процессы, факты сознания связываются с деятельностью головного мозга, существующего как материальное образование в пространстве и времени. Многие философы и психологи (напр., X.Патнэм, Д.Деннет и др.) считают, что точка зрения методологического солипсизма является тупиковой, т.к. невозможно понять сознание и психику вне отношения к внешнему миру и миру межчеловеческих взаимодействий.

В современной философии все более утверждается точка зрения, согласно которой внутренний мир индивидуального сознания, включая Я, возможен лишь в результате коммуникаций субъекта с другими людьми в реальном физическом мире. Позиция солипсизма могла казаться логически возможной лишь в рамках субъектоцентристской установки классической философии, от которой современная философия отказывается. О невозможности чисто внутреннего опыта и несостоятельности позиции солипсизма Л.Витгенштейн писал в поздних работах. М.М.Бахтин уже с 1920-х гг. показал, что если человек рассматривает себя вне отношения к другим, то с точки зрения самопереживания солипсизм может показаться убедительным, но мы принципиально не можем согласиться с тем же солипсизмом, предлагаемым от имени другого человека. Именно отношение к другому конституирует реальное переживание Я, а не то, из которого исходила философская традиция. См. ст. Сознание [СОЗНАНИЕ], Самосознание, Я илит. к ним.

В.А.Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Солипсизм — (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам) крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Большая советская энциклопедия
  2. солипсизм — -а, м. Крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. [От лат. solus — один и ipse — сам] Малый академический словарь
  3. СОЛИПСИЗМ — СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — англ. solipsism; нем. Solipzismus. 1. Филос. воззрение, признающее единственной реальностью собственное «Я» индивида, а все остальное существующим в его сознании. 2. Крайний эгоизм, эгоцентризм. Социологический словарь
  4. солипсизм — орф. солипсизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. солипсизм — Солипс/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. солипсизм — СОЛИПСИЗМ а, м. solipsisme < solus единственный + ipse сам. филос. Крайняя степень субъективного идеализма: признание единственной реальностью только своего "я", индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира. Солипсист а... Словарь галлицизмов русского языка
  7. СОЛИПСИЗМ — СОЛИПСИЗМ (лат. solus ipse — только сам) — теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое — единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Новейший философский словарь
  8. солипсизм — СОЛИПС’ИЗМ, солипсизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. solus — только один и ipse — сам) (филос.). Разновидность идеализма — крайний субъективизм и индивидуализм... Толковый словарь Ушакова
  9. солипсизм — СОЛИПСИЗМ -а; м. [от лат. solus — один и ipse — сам] Филос. Крайний объективный идеализм, признающий единственной реальностью только мыслящий субъект, собственное "я", а всё остальное — существующим только в его сознании. ◁ Солипсический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  10. солипсизм — Солипсизма, мн. нет, м. [от латин. solus – только один и ipse – сам] (филос.). Разновидность идеализма – крайний субъективизм и индивидуализм... Большой словарь иностранных слов
  11. СОЛИПСИЗМ — СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — единственный и ipse — сам) ,1) крайняя форма субъективного идеализма... Большой энциклопедический словарь
  12. солипсизм — солипсизм м. Доведенный до крайних выводов субъективный идеализм. Толковый словарь Ефремовой
  13. солипсизм — СОЛИПСИЗМ, а, м. В философии: крайний субъективизм, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное «я» и отрицающий существование внешнего мира. | прил. солипсический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. Солипсизм — (solus-ipse-sum) — фил. термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же помимо моего сознания внешнего мира и других одушевленных существ подлежит сомнению. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона