РЕШЕР

РЕШЕР (Rescher) Николас (род. 15 июля 1928) – американский логик, философ-аналитик. Профессор Питсбургского университета (с 1961), редактор журнала «American Philosophical Quarterly». Свою философскую концепцию называет «идеалистическим прагматизмом». В ее основании – попытка соединить кантовский трансцендентализм и прагматистскую философию науки. Процесс научного познания трактуется Решером как чередование интеллектуальных конструкций, формируемых в практическом взаимодействии исследователей с природой, опосредованном априорными концептуальными принципами: необходимости, возможности, причинности, субстанциональности и т.п. Эти принципы образуют метод научного познания как специфическую форму человеческой деятельности. С точки зрения Решера, «истинность» есть некая идеализация, знания признаются истинными не потому, что у исследователей есть возможность сопоставлять их с «реальностью самой по себе», а на основании некоторых стандартов и критериев, принимаемых различными группами (сообществами). Эти стандарты и критерии проходят испытание, доказывая свою применимость успешностью при решении научных проблем. Такая позиция может быть названа «когнитивным релятивизмом»; сводится к тому, что «истинность» как характеристика знаний является культурно, исторически и социологически относительной.

Методологические принципы в cочетании с принятыми интеллектуальной группой критериями успешности (истинности) знаний образуют основу рациональности, понимаемой как «разумное стремление к адекватным решениям – с использованием релевантной информации и убедительных принципов рассуждения при решении отвлеченных и практических проблем» (Решер Н. Границы когнитивного релятивизма. – «ВФ», 1997, № 7, с. 38). Реальным фактом является наличие и конкуренция различных – возможно, альтернативных – рациональностей. Вопрос о коммуникации между группами (сообществами, культурами и т.д.), обладающими различными рациональностями, разрешается прагматически, но внутри группы рациональность обладает абсолютным смыслом, и переход к иной рациональности возможен только на «иррациональных» (с точки зрения данной группы) основаниях. Поскольку критерий успешности – это практическая польза и теоретическая когерентность (логическая согласованность) знаний, прагматическая концепция истины, по мысли Решера, должна быть дополнена логико-аналитической методологией, что и происходит в теоретическом науковедении.

Решер – автор фундаментальных работ по истории логики и философии, ряда ценных разработок по методологии исторического исследования, теории организации науки, теории решений, вероятностной, модальной, многозначной логике.

Сочинения:

1. The Development of Arabic Logic. Pittsburgh, 1964;

2. The Logic of Commands. L., 1966;

3. The Distributive Justice. N. Y., 1966;

4. Topics in Philosophical Logic. Dordrecht, 1968;

5. Many-valued Logic. N. Y., 1969;

6. Scientific Explanation. N. Y., 1970;

7. Conceptual Idealism. Oxf., 1973;

8. The Primacy of Practice. Essays Towards a Pragmatically Kantian Theory of Empirical Knowledge. Oxf., 1973;

9. The Coherence Theory of Truth. Oxf., 1973;

10. Studies in Modality. Oxf., 1974;

11. A Theory of Probability. Oxf., 1975;

12. Essays in the Theory of Knowledge. Oxf., 1975;

13. A Theory of Possibility. Oxf., 1975;

14. Unselffishness: The Role of the Vicarious Affects in Moral Philosophy and Social Theory. Pittsburgh, 1975;

15. Plausible Reasoning. Amst., 1976;

16. Methodological Pragmatism. A Systems-Theoretic Approach to the Theory of Knowledge. Oxf., 1977;

17. Dialectics: A Controversy-oriented Approach to the Theory of Knowledge. Albany, 1977;

18. Peirce’s Philosophy of Science: Critical Studies in his Theory of Introduction and Scientific Method. L., 1978;

19. Scientific Progress: A Philosophical Essay on the Economics of Research in Natural Science. Oxf., 1978;

20. Crochets and Comments: Essays on Technological Progress and the Condition of Man. Pittsburgh, 1979;

21. The Logic of Inconsistency: A Study in Non-standard Possible-world Semantics and Meinongian ontology. Oxf., 1979;

22. Cognitive Systematization: a Systems-theoretic Approach to A Coherentist Theory of Knowledge. N. Y., 1979;

23. Rationality. Oxf., 1988.

B.H.Порус

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me