ПРУДОН

ПРУДОН (Proudhon) Пьер-Жозеф (15 января 1809, Безансон – 19 января 1865, Пасси) – французский социальный мыслитель, один из основоположников анархизма [АНАРХИЗМ]. Известность Прудону принесла уже его первая работа «Что такое собственность?» (1840), где на поставленный вопрос он отвечает формулой Бриссо «собственность – это кража». В дальнейшем он развивает эти идеи в книгах «Предупреждение предпринимателям» (1843) и «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (Système des contradictions economiques, ou Philosophie de la misère, t. 1–2, 1846), где требует равенства во всем: Евангелие постулировало равенство всех людей перед Богом, 17–18 вв. открыли равенство перед лицом научных знаний, 1789 г. установил равенство перед законом, теперь же требуется установить равенство и в экономической области.

Центральные темы зрелого творчества Прудона – антиэтатизм и федерализм. Он считает, что государственный абсолютизм неприемлем, т.к. он противоречит истинной природе социальности. Современное государство отрицает автономию индивидов и различных сообществ, из которых и состоит живая ткань общества. Тем самым бюрократическое государство гасит свободу, местную и индивидуальную жизнь. Вне зависимости от происхождения и целей этатизм незаконен. Революции в истории приводили лишь к усилению тирании, т.к. их лидеры не видели опасности в централизации власти. Поэтому ни демократическое государство, ни диктатура народа не способны привести к освобождению людей, – они лишь воспроизводят под новыми наименованиями все то же отчуждение и угнетение.

Источник федерализма Прудона – плюралистическая концепция общества, в котором он пытался примирить порядок и единство целого с автономией каждой из составляющих его частей. Общество должно быть организовано на базе мютюэлизма, сотрудничества и взаимопомощи всех мелких товарных производителей. В 1840–50-х гг. он эволюционирует к «позитивной анархии», т.е. к федерализму («Общая идея революции в 19 веке» – Idée générale de révolution aux XIX siècle..., 1851). Центральная власть хотя и необходима для координации всех видов социальной деятельности, но она должна обладать минимальными прерогативами. Эти идеи получили дальнейшее развитие в его работе «О федеративном принципе» (Du principe fédératif et de la nécessité de reconstituer le parti de la révolution, 1863). Основой общества, по Прудону, выступает «федеративный пакт», посредством которого один или несколько глав семейств, одна или несколько общин берут на себя взаимные и равные обязательства, серия договоров связывает общество в единое целое, все части которого, однако, сохраняют свою автономию. Компетенции федерального государства должны быть сугубо ограниченными: его ведению не принадлежат ни правосудие, ни финансы, ни образование, ни даже оборона страны; забота о них возлагается на местные сообщества. Эта федеративная организация со временем должна распространиться на всю Европу, а затем и на человечество в целом.

В последних работах Прудона федерализм распространяется на все сферы человеческой деятельности: Прудон выступает за создание «земледельческо-промышленной федерации», цехов и общин, сохраняющих свою власть под контролем граждан-производителей. Только при этом условии могут быть соблюдены Справедливость и Свобода – главнейшие ценности человеческого общества.

Творчество Прудона еще при его жизни вызвало оживленные споры. Маркс видел в нем порождение мелкобуржуазного сознания, Бакунин же считал его выражением подлинного анархистского социализма. Идеи Прудона оказали влияние на формирование политических концепций М.Барреса, Ш.Морраса, революционного синдикализма и «нонконформистов 30-х годов» 20 в.

Сочинения:

1. Oeuvres complètes, t. 1–15. P., 1923–59;

2. Carnets, v. 1–5. P., 1960–61;

3. Oeuvres choisis, sous red. de J.P.Balcan. P., 1977;

4. в рус. пер.: Что такое собственность? М., 1998.

Литература:

1. Ansart P. Sociologie de Proudhon. P., 1967;

2. Voyenne В. Histoire de l'idée fédéraliste, t. 2. Le fédéralisme de Proudhon. P., 1973;

3. Langlois J. Défense et actualité de Proudhon. P., 1976.

M.M.Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Прудон — (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809, Безансон, — 19.1.1865, Париж), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в семье бондаря-пивовара (из мелких крестьян). Большая советская энциклопедия
  2. ПРУДОН — (Proudhon), Пьер Жозеф (15.I.1809 — 19.I.1865) — франц. мелкобурж. социалист, теоретик анархизма. Род. в Безансоне в семье бедняка-кустаря из мелких крестьян. Самоучка, П. в молодости работал типографским рабочим, служащим. С 1847 — литератор и публицист. Советская историческая энциклопедия
  3. прудон — ПРУДОН а, м. Proudhon, Pierre Joseph (1809-1865). О человеке, напоминающем по мировоззрению и поведению П. Ж. Прудона. См. также Прудонизм. Словарь галлицизмов русского языка
  4. ПРУДОН — ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) — французский социалист, теоретик анархизма, экономист. Пропагандировал мирное переустройство общества путем реформы кредита и обращения... Большой энциклопедический словарь
  5. Прудон — I (Пьер-Жозеф Proudhon) — знаменитый французский экономист, род. 15 января 1809 г. в Безансоне. Отец его был бедный крестьянин, работавший вместе со своей женой на небольшом пивоваренном заводе. Бедность семьи была причиной того, что... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона