НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО – течение идеалистической философии кон. 19 – 1-й трети 20 в., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля. Получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы.

В Великобритании, США и Нидерландах неогегельянство возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70–80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями.

В Великобритании процесс перерастания гегельянства в неогегельянство представлен (если исключить Дж. Стерлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и Дж. Кердами, Ф.Брэдли, Р.Холдейном, Д.Бейли, отчасти Б.Бозанкетом, Дж.Мак-Таггартом и Р.Коллингвудом. Основными моментами этого процесса были: а) попытки истолкования диалектики в духе примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом – как религиозного, как «теоретической формы» христианства (Э.Керд); б) обращение к гегельянству для преодоления позитивизма (Дж.Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения «чувственности», «вещественности» для достижения истинной, т.е. внеэмпирической, реальности (Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей «абсолютного идеализма» Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, ее свободу: эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и «радикальном персонализме» Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об Абсолюте с утверждением метафизической ценности личности; г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма («абсолютного историзма») наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как «феноменологический» (в смысле «феноменологии духа») способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.

В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У.Т.Харрисом, находилась в определенной зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, неогегельянство у таких мыслителей, как Б.Боун и Дж.Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.

В Нидерландах неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г.Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых в Европе провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля Канту, рассматривая их как «начало и завершение классического периода мышления», в частности гегелевскую логику – как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант неогегельянства с «правым» гегельянством 1830–40-х гг. в Германии.

В Италии неогегельянство возникло на рубеже 19–20 вв., его основоположники – Кроче и Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному – Кроче и тоталитарному – Джентиле). В эволюции итальянского неогегельянства отчетливо вырисовываются два основных этапа. Первый этап (до окончания 1-й мировой войны) характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксизма и позитивизма под лозунгом «обновления идеализма» и реставрации гегелевской концепции государства. Второй этап – с кон. 1-й и до нач. 2-й мировой войны – отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимися политическим расколом, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в «абсолютном историзме». Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.

В Германии на рубеже 19–20 вв. к выводам, вплотную подводящим к неогегельянству, пришли виднейшие теоретики неокантианства – как марбургской школы (Коген, Наторп, Кассирер), так и баденской (Виндельбанд и Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о «возрождении гегельянства»). Определяющую роль в формировании немецкого неогегельянства сыграл Дильтей. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея «единого потока» немецкой идеалистической философии, завершающегося Гегелем (Г.Лассон). Однако возникшее из разнообразных философских устремлений немецкое неогегельянство не сложилось в целостное образование. Ученик Риккерта Р.Кронер искал в «обновленном» гегельянстве решение той проблемы соотношения «рационального» и «иррационального», которая была «задана» неокантианством. Ученик Дильтея Г.Глокнер, издатель сочинений Гегеля, углубляет иррационалистическую тенденцию в теории познания. Значительную роль в немецком неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т.Геринг, Т.Литт, а также Ф.Розенцвейг и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался ими в духе резкой критики буржуазной «атомизации» и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами.

Высший пункт развития немецкого неогегельянства совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры немецкого неогегельянства (в частности, Кронер) возглавили международную организацию неогегельянцев – «Гегелевский союз» (1930) и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым последовало и теоретическое разложение немецкого неогегельянства. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения неогегельянства в послевоенной Германии (Т.Литт и др.) не имели успеха. Крупнейшим представителем русского неогегельянства был И.А.Ильин, стремившийся соединить религиозно-философскую традицию, идущую от Вл. Соловьева, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада. Русское правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к неогегельянству (Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве, 1901, и др.).

Во Франции неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинения Ж.Валя «Несчастье сознания в философии Гегеля» (Le malheur de la consience dans la philosophie de Hegel). Большой популярностью пользовались лекции А.Кожева о Гегеле (1933–39); в числе слушателей Кожева были Ж.П.Сартр, М.Мерло-Понти, Ж.Ипполит, Р.Арон, А.Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению «обновленных» гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, французское неогегельянство приобретает влияние среди интеллигенции. Ипполит, переведший на французский язык «Феноменологию духа» (1939) и «Философию права» Гегеля (1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.

В целом как самостоятельное течение неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг., однако его отдельные темы обнаруживаются и в современной философии. Существенный крен в сторону неогегельянства прослеживается в философской герменевтике Г.Гадамера.

Литература:

1. Давыдов Ю.Н. Критика иррационалистических основ гносеологии неогегельянства. – В сб. Совр. объективный идеализм. М., 1963;

2. Богомолов А.С. Неогегельянство в Германии и Италии. – В кн.: Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977;

3. Кузнецов В.И. Французское неогегельянство. М., 1982;

4. Windelband W. Die Erneuerung des Hegelianismus. Hdlb., 1910;

5. Lasson G. Was heisst Hegelianismus? В., 1916;

6. Schols H. Die Bedeutung der Hegeischen Philosophie für das philosophische Denken der Gegenwart. В., 1921;

7. Levy Η. Die Hegel-Renaissance jn der deutschen Philosophie. [В.], 1927;

8. Harms Ε. Hegel und das 20. Jahrhundert. Hdlb.. 1933;

9. Beyer W.R. Hegel-Bilder. Kritik der Hegel-Deutungen. В., 1967.

Ю.Η.Давыдов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неогегельянство — Течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Большая советская энциклопедия
  2. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — англ. Neo-Hegelianism; нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX — начала XX вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Г. В. Социологический словарь
  3. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — Ряд течений в бурж. философии гл. обр. конца 19 — 1-й трети 20 вв., для к-рых характерна тенденция к созданию монистич. мировоззрения на основе обновленной в духе иррационализма интерпретации философии Гегеля. Наиболее значит. представители H. Советская историческая энциклопедия
  4. неогегельянство — Нео/гегель/я́н/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  5. неогегельянство — орф. неогегельянство, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. неогегельянство — неогегельянство , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — разнородное течение в философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. Большой энциклопедический словарь
  8. Неогегельянство — ☼ течение в философии к. 19 – 20 в., для к-рого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, гл. обр. его диалектич. метода и учения о духе. Словарь по культурологии
  9. неогегельянство — неогегельянство ср. Одно из течений в философии, стремившееся к созданию целостного мировоззрения на основе обновления философии Гегеля. Толковый словарь Ефремовой