НАДЕЖДИН

НАДЕЖДИН Николай Иванович [5(17) октября 1804, с. Нижний Белоомут Рязанской губ. – 11(23) января 1856 Петербург] – русский литературный критик, философ, историк, этнограф. Окончил Рязанскую семинарию (1820) и Московскую духовную академию (1824), где написал магистерскую диссертацию «Исследование ценности и выявление недостатков системы Вольфа». Защитив докторскую диссертацию «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической», стал профессором по кафедре теории изящных искусств Московского университета (1831–36). Одновременно был редактором журнала «Телескоп», где в 1836 опубликовал первое «Философическое письмо» Чаадаева, за что был сослан в Усть-Сысольск и Вологду. После возвращения из ссылки в 1838 жил в Одессе и Петербурге, занимаясь научной деятельностью.

Свою философско-эстетическую деятельность Надеждин начал с серии статей о Платоне в журнале «Вестник Европы» (1830, № 5, 11, 13, 14). В дальнейшем увлекся идеями раннего Шеллинга, под влиянием которого сформировались его натурфилософские представления, названные им «теософизмом». Взгляды Надеждина на развитие общества исходят из идеи материальности и духовности самой природы человека. Материальность связывает человека с внешней природой, вовлекает в деятельность в физическом мире, а духовность является «свободным самоуслаждением духа своей внутренней полнотой». Историческими этапами развития культуры считал первобытную нерасчлененность, одностороннюю духовность средневековья, постепенный синтез двух начал (с 16 в.) и, наконец, окончательный синтез (19 в.). Философию истории понимал как науку об общих законах развития человечества, о специфике исторических форм, в основе развития которых лежит Божественное провидение. Большую роль в истории философии отводил принципу исторического и логического, а также принципу единства анализа и синтеза («Телескоп», 1836, № 8, с. 615–18, 628–29; № 11, с. 429). Логику считал важнейшей частью философии, в основании которой лежат законы бытия, отраженные в сознании человека.

Сочинения:

1. Литературная критика. Эстетика. М., 1972;

2. О современном направлении изящных искусств;

3. Лекции по археологии;

4. Лекции по теории изящных искусств. – В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети 19 в. М., 1974.

Литература:

1. Козмин Н.К. Николай Иванович Надеждин. Жизнь и научно-литературная деятельность, 1804–1836. СПб., 1912;

2. Каменский З.А. Н.И.Надеждин. М., 1984.

Г.А.Ваганова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Надеждин — Николай Иванович [5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут, ныне посёлок Белоомут Луховицкого района Московской области, — 11(23).1.1856, Петербург], русский критик, журналист, историк и этнограф. Родился в семье дьякона. Большая советская энциклопедия
  2. НАДЕЖДИН — Николай Иванович (5.X.1804 — 11.I.1856) — рус. критик, журналист, ученый. Род. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную академию (1824). В 1831-35 — проф. Моск. ун-та по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журн. Советская историческая энциклопедия
  3. Надеждин — НАДЕЖДИН Николай Иванович (1804—1856) (псевдоним Никодим Недоумко с Патриарших прудов) — русский литературный критик 30-х гг. прошлого столетия, профессор словесных наук Московского университета. Литературная энциклопедия
  4. НАДЕЖДИН — Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Надежда, т.е. «надежда, будущая опора», не зависимого от канонического женского имени Надежда, распространившегося в России очень поздно (это калька из греческого имени Elpis... Словарь русских фамилий
  5. Надеждин — Надеждин псевд. Юлиана Наум. Лавриновича. {Венгеров} ♦ Надеждин псевд. Ник. Ник. Окулова. {Венгеров} ♦ Надеждин псевд. Надежды Алексеевн. Шлегель. {Венгеров} ♦ Надеждин авт. брош. "К окружной конской выставке в г. Симбирске 1912 г." (Симбирск, 1912). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия