МУЖЕСТВО

МУЖЕСТВО – добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью [УМЕРЕННОСТЬ], мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т.п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества – смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово ἀνδρεία, как и русское «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Мужество – одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество – специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество – центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства [МЕЩАНСТВО], хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.

Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, в ходе которого, по Ф.Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т.е. склонностям; быть мужественным – отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле – как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия [НЕНАСИЛИЕ]во много раз превосходит мужество насилия [НАСИЛИЕ]). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика [III]. – В кн.: Аристотель. Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;

2. Платон. Лахет. – В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986;

3. Цицерон. Об обязанностях [I]. – В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974;

4. Тиллих Л. Мужество быть. – В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995;

5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.

А.А.Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мужество — -а, ср. Присутствие духа в опасности, в беде и т. п.; храбрость, бесстрашие. Со всех сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  2. мужество — Му́ж/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  3. мужество — орф. мужество, -а; но: орден Мужества Орфографический словарь Лопатина
  4. мужество — • беспредельное ~ • беспримерное ~ • большое ~ • величайшее ~ • исключительное ~ • настоящее ~ • немалое ~ • необыкновенное ~ • непоколебимое ~ • несгибаемое ~ • огромное ~ • отчаянное ~ • удивительное ~ Словарь русской идиоматики
  5. Мужество — Мужество (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает «присутствие духа», «осознание своей внутр. силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах» (2Кор 12:10; Евр 12:3; Иак 5:13)... Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Мужество — Этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырёх кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). По мнению Аристотеля, М. есть преодоление страха смерти. Предмет... Педагогический терминологический словарь
  7. мужество — см. >> смелость, храбрость Словарь синонимов Абрамова
  8. мужество — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? мужества, чему? мужеству, (вижу) что? мужество, чем? мужеством, о чём? о мужестве Мужество — это такое качество человека, когда он не испытывает страха, не теряет присутствия духа в самой опасной ситуации. Толковый словарь Дмитриева
  9. мужество — ХРАБРОСТЬ — ТРУСОСТЬ Беззаветная храбрость — отчаянная трусость. ○ Это была книга, которая отвечала нам на самые прямые вопросы времени: что есть действительная храбрость и действительная трусость. К. Симонов. Читая Толстого... Словарь антонимов русского языка
  10. мужество — МУЖЕСТВО -а; ср. Присутствие духа в опасности, в беде и т.п.; храбрость, бесстрашие. Беззаветное м. Проявить м. Воспитание мужества. М. не покидало кого-л. // Душевная стойкость, смелость. Иметь м. признаться в чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. мужество — МУЖЕСТВО, а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и стойкость. Толковый словарь Ожегова
  12. мужество — М’УЖЕСТВО, мужества, мн. нет, ср. (·книж. ). Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. | Душевная стойкость и смелость. «В ней (революционной песне) звучало железное мужество.» М.Горький. Иметь мужество говорить правду в глаза. Толковый словарь Ушакова
  13. мужество — Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia, восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек". Греческий суффикс eia передан русским ество. Этимологический словарь Крылова
  14. мужество — мужество I ср. 1. Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде. 2. Душевная стойкость и смелость. II ср. устар. Зрелость, возмужалость. Толковый словарь Ефремовой
  15. мужество — См. муж Толковый словарь Даля