КОНДОРСЕ

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де (17 сентября 1743, Рибелон – 7 апреля 1794, тюрьма Бур-ла-Рен) – французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Д’Аламбера. В философии – сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе разделял взгляды физиократов.

Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания. Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене. Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain, 1795, рус. пер. 1909). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.

«Эскиз...» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его – «...показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...» (Эскиз... М., 1936, с. 15). В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни – в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому – невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с сословными ограничениями и предрассудками. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м – грядущее «царство разума». Цель «социального искусства» – уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона».

Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования... Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216). Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.

Сочинения:

1.  Oeuvres, t. 1–12. P., 1847–49.

Литература:

1.  Литвинова Ε.Φ. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.

О.В.Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНДОРСЕ — (Condorcet), Жан Антуан де (17.IX.1743 — 7.IV.1794) — франц. философ-просветитель, математик, социолог и политич. деятель. В 1788-91 — один из руководителей филантропич. "Об-ва друзей чернокожих". В период франц. бурж. революции кон. 18 в. был пред. Советская историческая энциклопедия
  2. Кондорсе — (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон, — 29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Исследования... Большая советская энциклопедия
  3. кондорсе — КОНДОРСЕ От им. Кондорсе, Жан-Антуан, де, маркиз (1743-1794), фр. ученый и политический деятель. Математик и астроном по специальности, участник Энциклопедии. МСЭ 1929. Лиловые простые крупно-цветковые сорта сирени. "Кавур", "Ронсар". Лиловые махровые: "Кондорсе". Залесская 225. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Кондорсе — (Жан-Антуан-Николь Коришот, маркиз de Condorcet) — знаменитый писатель и политический деятель, род. в 1743 г. По настояниям дяди-прелата, на 9-м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. КОНДОРСЕ — КОНДОРСЕ (Condorcet) Жан Антуан Никола (1743-94) — маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, иностранный почетный член Петербургской АН (1776-92). Большой энциклопедический словарь
  6. КОНДОРСЕ — КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан, маркиз де (1743-1794) — французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Новейший философский словарь