ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО – явление истории и духовной культуры Византии. Ознаменовало целую эпоху в жизни Византийской империи 8–9 вв. В 726 император Лев Исавр (717–741) издал указ, запрещавший поклонение иконам (живописным изображениям и статуям Христа, Богоматери и святых) как святыням. В 730 издал более суровый указ, предписывавший уничтожать иконы. Патриарх Герман, отказавшийся подписать указ, был смещен. Часть клира присоединилась, по-видимому, из искреннего убеждения, к императорской иконоборческой партии, другая часть, а также практически все монашество, сопротивлялись и подвергались гонениям. Сын Льва Константин V (741–775) усилил гонения, особенно против монахов: их изгоняли из монастырей, насильно женили, брили, а в случае неповиновения секли кнутом, ссылали или казнили. Константин озаботился и теоретическим обоснованием иконоборчества: в 754 по его распоряжению был созван церковный собор, объявленный 7-м вселенским, рассматривавший свидетельства Писания и отцов Церкви против поклонения материальным изображениям как идолопоклонства. Сами иконоборцы из материальных символов признавали достойным почитания лишь крест. После смерти Константина в 787 в Никее собрался вселенский церковный собор, последовательно опровергший все аргументы и догматы собора 754 как еретические. Однако иконоборческое движение вспыхнуло с новой силой при императоре Льве V (813–820) и продолжалось как государственная политика при Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842). Лишь после смерти Феофила его вдова Феодора восстановила иконопочитание и ввела в 843 праздник «Торжества православия», отмечающийся до настоящего времени Православной церковью в первое воскресенье Великого поста.

Трудно уяснить мотивы иконоборцев, в частности и потому, что большая часть их сочинений не сохранилась. Из многочисленных гипотез, выдвигавшихся исследователями для объяснения иконоборчества, можно выделить в качестве главных следующие: 1) иконоборчество – это род рационалистического просвещения, когда просвещенные императоры боролись против суеверия за чистоту христианства (с этой точки зрения европейскую Реформацию также называют эпохой иконоборчества); 2) государственная власть Византии стремилась сломить политическую и экономическую мощь монашества и церкви вообще, т.е. иконоборчество – это цезаропапизм (с этой точки зрения проводилось сравнение между иконоборчеством и церковной политикой Петра I); 3) влияние ислама – главного соперника Византии в ту эпоху (императоры-иконоборцы принадлежали к Исаврийской династии и происходили с Востока).

Вероятно, все эти факторы в той или иной мере имели место. Однако более убедительным представляется видеть в иконоборчестве проявление тенденции, постоянно присутствующей в самом христианстве. Она не связана ни с политикой, ни с экономикой и проявляется, в частности, в творчестве Оригена, Евсевия Кесарийского, средневековых философов-реалистов, платонизирующих противников Григория Паламы, неоплатоников Возрождения и немецких мистиков; в более резкой форме – в еретических движениях богомилов на востоке Европы и альбигойцев на западе. Это уклон христианства к дуализму, «ересь платонизма». В обоснование своей позиции иконоборцы ссылались прежде всего на Ветхий Завет («Не сотвори себе кумира»), на новозаветный тезис «Отца же никто не видел» и на догмат о божественной природе Иисуса Христа (на иконе может быть представлена только человеческая его природа, так что поклонение иконе – несторианская ересь), а также на святоотеческие учения, прежде всего Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского (наиболее философски убедительную мотивацию будущего иконоборчества предлагает Ориген, на которого прямо не ссылались, но под влиянием которого находились многие отцы Церкви, в т. ч. Ев-севий). В качестве теоретиков иконопочитания и главных борцов против иконоборчества выступали Иоанн Дамаскин [ИОАНН ДАМАСКИН], Феодор Студит, патриарх Никифор. Ими было разработано учение об образе вообще и его соотношении с первообразом, но главная полемика велась в области христологической догматики: в учениях иконоборцев была выявлена присутствовавшая там докетическая тенденция (во Христе усматривается прежде всего его божественная природа как Логоса, вселенского разума, а воплощение принимается не вполне всерьез). В почитании икон видят почитание главного события христианской истории – Боговоплощения. Само поклонение относят не к иконе, а к ее прообразу, однако икона – не просто символ и напоминание; между нею и ее прообразом мыслится реальная связь, своего рода «ипостасное единство», так что икона для верующего – священный предмет, способный творить чудеса силою своего прообраза.

Литература:

1. Флоровский Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор. – В кн.: Догмат и история. М., 1998, с. 351–377;

2. Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. В., 1929;

3. Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. L., 1930.

Т.Ю.Бородай

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. иконоборчество — -а, ср. Религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон, имевшее место в Византии в 8—9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации. Малый академический словарь
  2. ИКОНОБОРЧЕСТВО — В ср. века религ.-политич. движение, направл. против поклонения свящ. изображениям и отражавшее протест нар. масс против церкви и освящаемого ею гнета. Наибольшее распространение И. получило в Византии. Идеологич. корни... Советская историческая энциклопедия
  3. иконоборчество — Икон/о/бо́р/ч/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  4. Иконоборчество — Религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон (См. Икона). 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 — 1-й половиной 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. Большая советская энциклопедия
  5. иконоборчество — орф. иконоборчество, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. иконоборчество — • истовое ~ Словарь русской идиоматики
  7. иконоборчество — ИКОНОБОРЧЕСТВО -а; ср. В Византии в 8 — 9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации: религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон. ◁ Иконоборческий, -ая, -ое. И-ая ересь. И-ая секта. Толковый словарь Кузнецова
  8. иконоборчество — ИКОНОБ’ОРЧЕСТВО, иконоборчества, мн. нет, ср. (рел., ·ист. ). Движение против почитания икон, отразившее политическую борьбу между светской и духовной властью в Византии в 8 — 9 ·в. Толковый словарь Ушакова
  9. иконоборчество — иконоборчество ср. Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икон, наблюдавшееся в Византии — в VIII — IX вв., на Руси — в XIV в., в Западной Европе — в XVI в. Толковый словарь Ефремовой
  10. ИКОНОБОРЧЕСТВО — ИКОНОБОРЧЕСТВО — религиозное движение в Византии в 8 — 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, .. Большой энциклопедический словарь