АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч. ἀπάθεια: ἀ отрицательная частица + πάϑος, аффект, лат. tranquillitas animi) – термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог – «безмятежность», атараксия). Первоначальное значение апатии – неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников [КИНИКИ] (Антисфен [АНТИСФЕН ИЗ АФИН] – Diog,.L. VI 2; 15) и в Мегарской школе [МЕГАРСКАЯ ШКОЛА] (Стильпон [СТИЛЬПОН] – Sen. Ер. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nic. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма [СТОИЦИЗМ], где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики – Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор [КРАНТОР] у Cic. Tusc. III 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стоики – как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа [ХРИСИПП] понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т.е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. I 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т.н. «благих (т.е. разумных) душевных состояниях» (ευ’ πάθεια – Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков – Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцентацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого – Enn. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 «Этики»), а затем – Кантом («Антропология» § 73–75; «Метафизика нравов», ч. II, введение, § 16–17).

Литература:

1. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

2. Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933;

3. Rist J.M. The Stoic concept of detachment. – The Stoics, ed. J.M.Rist. Berkeley – Los Angeles, 1978, p. 259–272.

А.А.Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. апатия — -и, ж. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию. □ Тревога прошла, осталась апатия, похожая на постоянную усталость. Крымов, Танкер «Дербент». Но и напоминание о еде не вывело его [мальчика] из состояния полной апатии. Малый академический словарь
  2. АПАТИЯ — АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — англ. apathy; нем. Apathie. 1. Безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при к-ром снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции. 2. В этике стоиков — полная свобода души от страстей и аффектов. Социологический словарь
  3. Апатия — (от греч. арatheia — бесстрастие) 1) в обычном значении слова — безразличное, безучастное отношение к окружающему. 2) В медицине — болезненное состояние, выражающееся в безразличии, в безучастном отношении к происходящему... Большая советская энциклопедия
  4. Апатия — (греч. apatheia – бесчувственность). Нарушение эмоционально-волевой сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений, вялостью, безразличием к себе и близким, к происходящему вокруг, отсутствием желаний, жизненных побуждений... Толковый словарь психиатрических терминов
  5. апатия — (иноск.) — равнодушие Ср. Какое падение и усталость везде (в картинах), какое избегание мысли, чувства, соображения, творчества, какое обращение к пассивности и художественной апатии. В. Стасов. С Парижской выставки ("Новости". 23-го июня 1898 г.). Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  6. апатия — • безнадежная ~ • беспросветная ~ • глубокая ~ • дьявольская ~ • крайняя ~ • массовая ~ • полная ~ • полнейшая ~ Словарь русской идиоматики
  7. апатия — АПАТИЯ и, ж. apatie f. гр. apatheia бесчувственность. Вялость, равнодушие. Павленков 1911. Одно меня выводит из этой апатии, -это глупость, то есть дурачества, безумие твоих французов. 1845. Вяземский — А. Тургеневу. // ОАВ 4 306. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Апатия — (греч. apatheia — бесчувственность) безразличное, безучастное отношение к окружающему миру. При А. снижены или полностью утрачены интересы, отсутствуют эмоциональные реакции. А. часто употребляется как синоним лености и флегматичности. Педагогический терминологический словарь
  9. апатия — см. >> лень Словарь синонимов Абрамова
  10. апатия — А/па́т/и/я [й/а] [ср.: сим/па́т/и/я, анти/па́т/и/я]. Морфемно-орфографический словарь
  11. апатия — орф. апатия, -и Орфографический словарь Лопатина
  12. АПАТИЯ — (от греч. apatheia — бесчувственность). 1. Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич». 2. В философской литературе... Большой психологический словарь
  13. Апатия — (apathia; греч. apatheia бесчувственность; син.: анормия, атимормия, болезненное безразличие) расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и бездеятельностью. Медицинская энциклопедия
  14. апатия — • Безнадежная (Короленко). • Томительная (Тихонов). Словарь литературных эпитетов
  15. апатия — АПАТИЯ -и; ж. [греч. apatheia — бесстрастие]. Состояние полного равнодушия, глубокого безразличия. Толковый словарь Кузнецова
  16. апатия — АПАТИЯ ж. греч. бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, обломовщина (от повести Гончарова). Апатичный, апатический, бесстрастный, равнодушный, косный и пр. Толковый словарь Даля
  17. апатия — апатия I ж. Состояние глубокого безразличия, равнодушия по отношению ко всему окружающему, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интерес и эмоциональные реакции. II ж. Полная свобода души от страстей и аффектов как одно из основных понятий этики стоицизма. Толковый словарь Ефремовой
  18. апатия — АП’АТИЯ (апатия ·устар.), апатии, ·жен. (от ·греч. apatheia — бесчувственность). Равнодушие, холодность, бездеятельность, вялость. Чувствовать полнейшую апатию к делу. Мною овладела апатия. Находиться в состоянии апатии. Толковый словарь Ушакова
  19. апатия — (апатиЯ устар.), апатии, ж. [от греч. apatheia – бесчувственность]. Состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние, характеризующееся снижением психической активности, безразличием, отсутствием интереса к окружающему, безволием. Большой словарь иностранных слов
  20. АПАТИЯ — АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — .. 1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции... Большой энциклопедический словарь
  21. апатия — АПАТИЯ, и, ж. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию. | прил. апатический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  22. Апатия — (греч.) — означает недостаток живости как в области чувств, так особенно аффектов и страстей, а равно и в телесных движениях индивидуума, потому употребляется в значении лености и флегматичности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона