АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (’Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500–428 до н.э.) – греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов – главным образом благодаря Симпликию [СИМПЛИКИЙ].

Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы [МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА](прежде всего Анаксимена [АНАКСИМЕН]) и учения о бытии Парменида [ПАРМЕНИД]. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом – умом (нусом [НУС]). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты:

1. DK II, 5–44;

2. Lanza D. Anassagora. Testimoniale е frammenti. Firenze. 1966.

Литература:

1. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;

2. Он же. Анаксагор. М., 1983;

3. Таннери Л. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12;

4. Schofield M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.–N. Y., 1980;

5. Guthrie W.К.С.  History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971;

6. Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

7. Furth M.A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95–129;

8. Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. – «Mnemosyne», 32, 1979, p. 39–60; 1980, 33, p. 17–95.

И.Д.Рожанский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Анаксагор — (Anaxagóras) из Клазомен в Малой Азии (около 500 — 428 до н. э.), древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою философскую школу. Большая советская энциклопедия
  2. Анаксагор — Анаксагор (др.-греч. философ) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  3. Анаксагор — • Anaxagoras, Ἀναξαγόρας философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии; обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. de n. d. 1, 11. Словарь классических древностей
  4. Анаксагор — Один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. Х. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. анаксагор — (Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Теософский словарь
  6. Анаксагор — Анаксагор (около 500 — 428 до н. э.), древнегреческий философ из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах — «семенах» вещей (позже названы гомеомериями). Движущим принципом мирового порядка считал «ум» (нус), организующий элементы. Большая биографическая энциклопедия
  7. АНАКСАГОР — АНАКСАГОР (500-428 до н.э.) — древнегреческий (из Кла-зомен) философ, математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Новейший философский словарь