классы И Партии В Их Отношении К Религии И Церкви

Статья В. И. Ленина, впервые опубликованная 4(17) июня 1909 в газете «Социал-демократ». Анализируя позиции различных классов и партий на материале прений по смете синода в III Гос. думе, В. И. Ленин выявил соц. сущность клерикализма, подверг критике усилия буржуазии обновить религию. Революция, отметил В. И. Ленин, рассеяла народнич. и либеральную иллюзию об отсутствии в России почвы для клерикализма. Он существовал в скрытой форме, пока в неприкосновенности было самодержавие. Первые же раны, нанесенные самодержавию революцией 1905, побудили реакц. духовенство к открытой организации в самостоят, политич. силу. В. И. Ленин показал, что клерикализм, прикрывающийся моральными и религ. лозунгами, является орудием политич. власти помещиков и капиталистов, вскрыл соц. природу и роль клерикализма в об-ве с феод. пережитками, охарактеризовав клерик. третьедумское духовенство как крепостников в рясах, а их политику — как защиту феод. привилегий церкви. Выявляя смысл религ.-обновленч. тенденций периода бурж.-демократич. революции 1905-1907, превращения православия из феод.-крепостнич. идеологии в идеологию бурж., В. И. Ленин указал на стремление «культурн.» капитала организовать ре-яиг. воздействие на массы более тонкими, усовершенствованными средствами, вскрыл различие религиозности эксплуатируемых и эксплуататоров, «всю пропасть между лицемерной, рассчитанно-реакционной защитой религии кадетами и примитивной, бессознательной, рутинной религиозностью мужика, в котором условия его жизни порождают — против его воли и помимо его сознания — действительно революционное озлобление против поборов и готовность решительной борьбы с средневековьем» (т. 17, с. 437). В. И. Ленин подчеркнул, что только рабочая партия занимает принципиально антиклерикальную позицию, указывает на реакционную социальную роль религии вообще, заявляет, что «религия есть опиум народа» (с. 438).

Источник: Философский словарь на Gufo.me