Теория Познания (гносеология)

Раздел философии, в к-ром изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч.-материалистич. позиций познание есть происходящее на основе практич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего мира, существующего независимо от его сознания. При воздействии вещей на органы чувств человека у него возникают ощущения, восприятия, отражающие отд. свойства и комплексы свойств вещей, а затем, в результате их обобщения, и более глубокие образы действительности — понятия, суждения и др., к-рые отражают вещи в их связях и отношениях. Значимость этих образов для человека состоит в том, что они позволяют ему ориентироваться в мире и успешно изменять его в своих интересах. Образы вещей, их связей и отношений, возникающие в сознании, человек соотносит с самими объектами отрлсения с помощью практики, к-рая выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины, отделяющий образы, правильно отражающие действительность, от образов, передающих ее искаженно. Религ.-ядеалистич. Г. п. извращают реальную картину человеч. познания, а также его цель и средства. Они провозглашают гл. целью познания раскрытие человеком величия бога и путей служения ему, а гл. средством познания — веру в откровение «св. писания к-рое якобы дает полные и окончат. ответы на высш. вопросы о боге, мире и человеке. В той мере, в какой это нужно для удовлетворения земных потребностей, человек признается способным познавать и окружающий его материальный мир с помощью своих органов чувств и разума, т. е. осуществлять науч. познание. Однако богословы и религ. философы отвергают возможность с помощью лишь науч. познания получить ответы на высш. вопросы бытия, дискредитируют познават. возможности науки.

Источник: Философский словарь на Gufo.me