Порядок Социальный

Понятие, выражающее устойчивость и организованность общественной жизни, а также возможность объективирования социального и, следовательно, его концептуализации. П. с. был проблематизирован Гоббсом через вопрос: как возможно общество? Проблема П. с. необходимо связана с проблемой воспроизводства общественной жизни, социальных регулярностей и рекурсивности человеческой деятельности. В пору зарождения социологии проблема П. с. формулируется в гносеологическом аспекте, поскольку традиционные мифологические, религиозные и метафизические представления об обществе и, соответственно, различные трактовки П. с. (судьба, проявление божественной воли и гипостазированные сверхъестественные силы и механизмы) замещаются анализом гносеологических и логико-методологических проблем становления социологии и в целом социального знания как объективной науки. Социальная теория складывается под воздействием норм и идеалов естественнонаучного мышления, поскольку именно естественные науки обнаружили достаточную степень объективности. Стремление использовать естественнонаучную парадигму с необходимостью требует трактовки проблемы П. с. с натуралистических позиций. Повторяемость естественного, природного порядка, проявляю щаяся в признании объективных законов природы, служит образцом решения проблемы П. с. в общественной жизни. Т. о., анализ проблемы П. с. переформулируется как проблема "признания всех явлений подчиненными неизменным естественным законам" (Конт), моделируемым по аналогии с физическими законами. Успехи биологических наук предопределили единство натурализма и функционализма в анализе проблемы П. с. "Социальный реализм" Дюркгейма построен на объективности социального, внешнего и принудительного относительно индивидов. В рамках структурного функционализма проблема П. с. разрабатывается в теории социальных систем Парсонса. Согласно Парсонсу, любая социальная система имеет наличное физическое основание, в роли которого выступают индивиды, которые в процессе взаимодействия организуются, чтобы образовать коллективы. Последние, в свою очередь, управляются в соответствии со все более высокими порядками обобщенных институализированных норм. Существенное отличие социальных систем, согласно Парсонсу, заключается в том что, важнейшим компонентом их элементного состава является набор безличных связей, норм и ценностей, целенаправленно вводимых в отношения между людьми. Нормы и ценности являются той мерой, которая определяет стандарт поведения людей, составляющих социальную систему: посредством их упорядочивается и организуется, а также оценивается деятельность индивидов и определяются санкции по отношению к тем, кто допускает отклоняющееся от норм и ценностей поведение. Нормы и ценности вырастают из многократных повторений ситуаций взаимодействия ролей, выполняемых индивидами в рамках социальных систем. Теории "интерпретативной социологии" (феноменологическая социология симвопический интеракционизм, этнометодология) основное внимание при анализе проблемы П. с. уделяют повторяющемуся характеру повседневных взаимодействий. Однако в этих теориях предпочтение отдается не анализу упорядоченности социальных процессов, а анализу неопределенных ситуаций и новых форм взаимодействия (в символическом интеракционизме), ситуативности и контекстуальности (в этнометодологии). Это предпочтение объяснимо, если учесть т. н. "лингвистический поворот" в исследовании общественной жизни и обусловленный им интерес к феномену языка и языкового взаимопонимания. Именно язык и языковые формы взаимопонимания предопределяют повторяемость социальных взаимодействий. Но, поскольку язык принимается теориями "интерпретативной социологии" как наличная данность и далее непроблематизируемый компонент любого социального взаимодействия, природа воспроизводства социального порядка и регулярностей отодвигается на второй план. Вся аналитическая проблема разворачивается внутри повторяющихся форм поведения, но с исключительным вниманием к нюансам и деталям, инновации и творчеству. В результате анализ П. с. ограничивается выяснением природы воспроизводства через и с помощью лингвистических форм. Современная социальная теория отвергает принцип однородности и упорядоченности по типу естественной, природной упорядоченности, но в то же время противопоставляет себя и теориям "интерпретативной социологии" по вопросам рекурсивности и регулярности социальных практик. Проблема П. с. предполагает анализ структур производства и воспроизводства социальных реглярностей, обусловленных повторяемостью человеческой деятельности. Язык оказывается не надситуативным образованием, предопределяющим и, соответственно, ограничивающим социальное взаимодействие, а выступает необходимым компонентом повторяющихся форм социального взаимодействия. Повторяемость языка обусловлена повторяемостью и воспроизводимостью социальных практик. Социальные регулярности, повторяющиеся формы взаимодействия зависят не от рефлексивной индексальности объяснений, не от символических определений и интерпретаций, а от институционально воспроизводимых контекста и формы взаимодействия, "габитуса" (Бурдье), "модальностей структурации" и "дуальности структуры во взаимодействии" (Гидденс), "нетранзитивных объектов" (Бхаскар). Динамичность общественной жизни обусловлена именно упорядоченностью, повторяемостью социальных взаимодействий. Т. X. Керимов

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ — ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. order/system, social; нем. Ordnung, soziale. 1. Организованность обществ, жизни, упорядоченность соц. действия, соц. системы. Социологический словарь
  2. ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ — ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ — см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. Новейший философский словарь